Идея и тема рассказа родинка

Идея и тема рассказа родинка thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Родинка

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости.  Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка

Анализ рассказа Родинка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Жизнь старухи Изергиль

    «Старуха Изергиль» – это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).

  • Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина: историческая основа, правда и вымысел

    Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы. К их числу относится роман «Капитанская дочка»

  • Некрасов

    Русская литература XIX века известна множеством выдающихся творческих личностей. Н.А.Некрасов – не исключение. Ведь именно этот великий поэт напоминает нам о заветном клапане души, открывающийся только поэзией.

  • Анализ и мораль басни Мартышка и очки Крылова

    Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.

  • Любовь в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Роман «Отцы и дети» принято считать прежде всего социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев

Читайте также:  Синяк после удаления родинки лазером

Источник

Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.

Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.

Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.

А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.

И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.

Анализ 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца – крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману – с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни – это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

Анализ произведения Родинка

Анализ произведения Родинка

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Моя младшая сестра

    Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

  • Анализ рассказа Чехова Мальчики

    Написанный в 1887 году, опубликованный в «Петербургской газете», рассказ А.П. Чехова «Мальчики», является продолжением знаменитого цикла рождественских рассказов. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте

  • Анализ рассказа Куприна Ю-ю

    Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.

  • Сочинение Как происходит становление характера человека?

    Трудность с развитием характера заключается в отсутствии точной гарантии в его формировании. Не существует какого-то точного рецепта для того чтобы окончательно сформировать характер или для того

  • Сочинение по произведению Слепой музыкант Короленко

    В данном великолепном произведении читатель сможет получить ответ на один из самых сложных вопросов, которые его касаются, а именно в чем же может быть заключен смысл жизни

Читайте также:  Родинка на радужке глаза

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова
    “Родинка” и “Семейный человек” с целью
    формирования когнитивной компетенции учащихся;
  • закрепить навыки
    информационно-технологической и
    коммуникативной компетенций;
  • воспитывать компетенции социального
    взаимодействия и личностного саморазвития.

Тип урока: изучение новой темы.

Формы проведения: индивидуальная,
коллективно-групповая.

Методы: проблемное изложение,
частично-поисковый.

Оборудование: тексты произведений,
схемы: принципы построения сюжета, сюжет и
композиция.

План урока.

I этап. Введение в тему:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Осмысление эпиграфа к уроку.

II этап. Изучение темы.

1. Работа по схемам литературоведческого
анализа произведения.

2. Составление кластеров по образам
литературных героев.

III этап. Подведение итогов.

1. Выводы по проблеме урока.

2. Итоги урока.

3. Домашнее задание.

Подготовительная работа к уроку: подготовить
сообщение “Отношение

М.Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские
рассказы” М.Шолохова; особое внимание обратить
на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”,
составить кластеры по образам Николки Кошевого,
атамана, Микишары. (В “слабом” классе эти
задания можно дать индивидуально)

Оформление доски

Тема: Влияние гражданской войны на судьбы
людей.

(Сопоставительный анализ рассказов
М.А.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)

Проблема: Как повлияла гражданская
война на судьбы людей?

Двадцатые годы в изображении
Шолохова – это время, необратимо
расколовшее русский мир; это
эпоха великого горя народного.
Т.Р.Гавриш

План.

1. Сюжет и композиция рассказов “Родинка”,
“Семейный человек”.

2. Драматический раскол казачьего мира на
основе образов Николки Кошевого, атамана и
Микишары.

I этап. Введение в тему.

1. Оргмомент.

2. Постановка целей. В “сильном” классе
учащиеся выводят цели урока с помощью учителя. В
“слабом” классе учитель сам ставит цели:

– выявить шолоховскую концепцию на гражданскую
войну;

– закрепить навыки анализа прозаического
произведения;

– воспитывать чувство сострадания, доброго
отношения и внимания к окружающим.

3. Осмысление эпиграфа. Постановка проблемного
вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём
пишет Т.Р.Гавриш?

II этап. Изучение темы.

1. Сообщение “М.Шолохов о жизни казаков в
“Донских рассказах”

Учитель – Искреннее переживание за судьбу
казачества М.Шолохов изложил во многих своих
произведениях, в том числе и в “Донских
рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим,
опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный
человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений.
Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”.
(В рассказе использован временной

(хроникальный) принцип построения сюжета, с
отступлениями в прошлое (ретроспективами).
Вначале мы видим Николку Кошевого, командира
эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор
показывает небольшую ретроспективу детских лет
Николки, из которой мы узнаём о его отце,
пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию
продолжает приезд нарочного, который привёз
пакет с просьбой председателя о помощи и защите
от банды…и т.д. Повествование ведется от лица
автора.)

– Почему рассказ назван “Родинка”?

– Какова композиция рассказа? (линейная)

– А теперь познакомьте нас с сюжетом рассказа
“Семейный человек”.

(О событиях, произошедших в годы гражданской
войны, рассказывает повествователь. Его образ
играет большую роль в оценке образа Микишары. В
основе построения сюжета лежит временной
принцип, характеризующийся постоянными
ретроспекциями в прошлое, а также прямой
хронологической последовательностью событий. Мы
видим героя рассказа, работающим на пароме, к
нему подходит демобилизованный (повествователь),
с которым Микишара разоткровенничался и
рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и
т.д.) Композиция линейная.

– Подведём итог нашей работе.

Вывод: Хотя рассказы в структурном
построении и имеют небольшие отличия, однако они
подчинены общей теме: изображение человека на
гражданской войне, влияние войны на отношения
между близкими людьми.

– А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и
составим кластеры по образам Николки и атамана.

При составлении кластеров используются
вопросы:

– Что общего между Николкой и отцом?

– Можем ли мы назвать их “сильными личностями”?
Почему?

– Что происходит при столкновении сильных
личностей?

  • Николка = атаман
  • при столкновении равнозначные натуры
  • разрушают друг друга

– Могло ли случится по-другому у Николки и
атамана? Найдём эпизод их столкновения. (Повернул
атаман коня… с седла перевесившись, шашкой
махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело
и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не
привык отступать.

– А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы
Николку.) Докажите.(- Сынок!.. Николушка!.. Родной!..
Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

– Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью
залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое
тело… Но накрепко закусил Николка посинелый
кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то
неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие
руки сына и, стиснув зубами

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…)

Дальше обращаемся к рассказу “Семейный
человек”.

– Почему же Микишара, в отличие от атамана,
убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на
этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.

– Почему же Микишара открыл душу незнакомому
человеку? (Ты человек не свойский, посторонний)

– Как оказался Микишара на фронте? (Отказался
идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим
людям на сходе)

– Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына? (Да.
Рассказывая, переживает. Многоточие – знак
неспокойствия души. Но переживает больше за себя.
Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют
меня свои же хуторные, останутся малые дети
горькими сиротами…”)

– Какую награду получил Микишара за убийство
своего сына? (Меня за энто дело в старшие урядники
произвели)

– Какие чувства вызвало у Микишары убийство
второго сына? (…косые глаза глядели жестко и
нераскаянно… Ежели б пустил я тебя – меня б убили
казаки, дети по миру пошли бы христарадничать…)

Читайте также:  родинки на лице причина

-Как к его жертве относятся другие? (“Гребостно
с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь
Наташа)

– Как относится повествователь к Микишаре?
(Повествователь отвергает “арифметику”
Микишары. “Свесив голову, глядит на меня
паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за
спиной его кучерявится мутный рассвет.” У
Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха.
Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок,
подходя к человеческим жизням с количественными
измерениями, отринув Бога, презрев христианскую
заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего
сердца.)

– Что общего и в чём отличие между атаманом из
рассказа “Родинка” и Микишарой? (Оба сильные,
мужественные. Попадая в круговерть гражданской
войны, убивают своих детей. Но если атаман
убивает своего сына по незнанию, убивает его как
врага на поле боя, то Микишара убивает своих
сыновей целенаправленно, придумав себе
оправдательную “арифметику” – “А у меня семеро
по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке
сына, раскаивается и выносит себе приговор –
смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт,
работает, слегка переживает, вспоминая прошлое,
но не раскаивается в содеянном)

III этап. Подведение итогов.

– А если бы не было гражданской войны, как
сложилась бы судьба героев?

– Ответим на проблемный вопрос нашего урока: как
повлияла гражданская война на судьбы
людей?(Острая классовая борьба размежевала не
только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.
Отец и сын оказываются по разные стороны
баррикады. Таким образом, конфликт между
красными и белыми всё больше уступает место
другому, более важному конфликту – между веками
складывавшимися нормами человеческой жизни и
бесчеловечностью братоубийственной войны.
Гражданская война для М.Шолохова – катастрофа, в
которой рушатся человеческие связи. Здесь нет
правых и виноватых, а значит, и не может быть
победителей)

Итоги урока.

Домашнее задание: учащиеся 3-4 уровня пишут
мини-сочинение на тему “Если б не было войны в
жизни Николки Кошевого”; ученики 1-2 уровня
описывают понравившийся образ.

Примерный текст сообщения “М.Шолохов о жизни
казаков в “Донских рассказах”

Никто так замечательно не передал жизнь
казаков как великий русский писатель Михаил
Шолохов в своих бессмертных произведениях
“Тихий Дон”, “Поднятая целина”, а также в
“Донских рассказах”. Михаил Шолохов сам
является потомственным казаком, поэтому смог
сохранить яркость их речи, образность, традиции,
мудрость народа. У Михаила Александровича
получилось описать обычаи и нравы казаков с
максимальной точностью и невероятным интересом.
Очень больно читать о произошедшем с казаками
после революции, когда начинаются сплошные
разрушения уклада жизни как от белых, так и от
красных. Рушатся людские судьбы, гибнут люди,
тихий Дон начинает раскалываться. Одни с округи
идут за красных, другие за белых. Единство
казаков ломается и очень обидно за всем этим
наблюдать, ведь этот разлом зацепил их души.

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою
работу над “Донскими рассказами” с 1923 года. И
уже в конце этого года выходят его первые
рассказы, в которых намечается острый трагизм,
при этом его рассказы не были лишены элементов
мелодраматичности. Большинство из этих
рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник
“Донские рассказы”, который был издан в 1926 году,
а сборник “Лазоревая степь”, который был
дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926
году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа:
“Семейный человек”, “Лазоревая степь” и
“Чужая кровь”. В конечном счёте, цикл составляли
27 рассказов.

В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации
смерти, характерной для романтических поэм о
героях революции. У Шолохова люди умирают
безобразно просто. Герои Донских рассказов не
предаются возвышенным раздумьям, они говорят о
своем – порой будничном и совсем непоэтичном.
Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для
Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого:
“Герой же моей повести…, который всегда был,
есть и будет прекрасен – правда”.

Первый его рассказ “Родинка” был опубликован
в 1924 году в журнале “Молодой ленинец”. Он
представлял, своего рода, образный эпиграф ко
всему циклу его рассказов. В своих рассказах
Шолохов пытается описать довоенную жизнь
донского казачества. В то время мало кто понимал,
какие они, казаки. Писатель решил показать всем
целый мир особых привычек, норм поведения и
психологии, мир сложнейших человеческих
отношений. “Донские рассказы” -драматическая
судьба донского казачества в годы Первой мировой
и Гражданской войны. Все рассказы объединяет
место действия – события разворачиваются на
просторах Дона. Страницы произведений густо
пропитаны кровью, причём кровью самых близких
родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“,
„отец на сына“ восстают в самом буквальном
смысле. Многие герои рассказов – реальные люди, в
основном жители хутора Каргина. Но Шолохов
заостряет все события, гиперболизирует: смерть,
кровь, муки, голод, пытки представляет
исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два
основных типа людей, на которых разделялось в то
время казачество, отражённое в его рассказах.
Первый тип представляет большинство и является
чаще всего отцами, укорённые в традиции, в
нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие,
прежде всего, для благосостояния своей семьи и
продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные
и коренные казаки, такие как отец продкомиссара
Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома
четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного
с согласия отца. Немало таких, безудержных в
гневе хозяев, которые готовы кровью смывать
обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их
традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то
молодые противостоят всему этому, стараются
разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или
младшие сыны, встающие на сторону большевиков.
Они перестают идти в церковь, креститься на иконы
перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на
комсомольские собрания. Таковым представлен
двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о
всеобщем равенстве. Борьба с младшим и
непослушным поколением может вестись только с
помощью одного способа: строго – „Больную ветку
рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом
и совершались кровавые преступления над младшим
поколением.

Герои “Донских рассказов” не предаются
возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой
будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих
рассказах нет сомневающихся героев, таких,
которые избрали “третий путь”. Писатель рисует
свои картины только в чёрно-белых тонах,
пропитанных красной кровью, и никаких междутонов
не может быть.

Источник