Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак отсутствие веснушек

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак отсутствие веснушек thumbnail

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Ответ

Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.
Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.

PaabbxaaBb
Gab aB
   ab
F1aaBbaabb 
 светл.
карегл.
светл.
голуб.
 

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.

Ответ

А – врожденная близорукость, а – нормальное зрение.
B – веснушки, b – отсутствие веснушек.

Отец A_bb, мать aaB_.
Дети
A_bb, aaB_.

Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.
Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.
Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.
Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.

PAabbxaaBb 
GAb aB 
 ab ab 
F1AaBbAabbaaBbaabb
 близ.
весн.
близ.
без
весн.
норм.
зрен.
весн.
норм.
зрен.
без
весн.
 1/4   

Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Ответ

В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.

А – свободная мочка уха, а – сросшаяся мочка уха.
B – треугольная ямка на подбородке, b – гладкий подбородок.

Ребенок aabb, родители A_B_.
Ребенок
аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.

 ABAbaBab
ABAABBAABbAaBBAaBb
AbAABbAAbbAaBbAabb
aBAaBBAaBbaaBBaaBb
abAaBbAabbaaBbaabb

9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке
3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок
3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке
1 aabb сросшаяся мочка уха, гладкий побдородок

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

Ответ

A – черное оперение, а – бурое оперение.
B – хохлатость, b – без хохла.

Петух A_B_, курица A_B_.
Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.

Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.
Если ребенок имеет bb, то он взял
одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.

 ABAbaBab
ABAABBAABbAaBBAaBb
AbAABbAAbbAaBbAabb
aBAaBBAaBbaaBBaaBb
abAaBbAabbaaBbaabb

9 A_B_ черные хохлатые
3 A_bb черные без хохла
3 aaB_ бурые хохлатые
1 aabb бурые без хохла

Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.

Продолжение

Источник

Задачи на дигибридное скрещивание

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Светловолосый голубоглазый мужчина aabb.

Гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина aaBb.

P aabb x aaBb

G ab aB

ab

F1 aaBb aabb

светл.

карегл. светл.

голуб.

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, отсутствие веснушек – как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. У отца врожденная близорукость и отсутствие веснушек, у матери нормальное зрение и веснушки. В семье трое детей, двое близорукие без веснушек, один с нормальным зрением и с веснушками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и родившихся детей. Рассчитайте вероятность рождения детей близоруких и с веснушками. Объясните, какой закон имеет место в данном случае.

А – врожденная близорукость, а – нормальное зрение.

B – веснушки, b – отсутствие веснушек.

Отец A_bb, мать aaB_.

Дети A_bb, aaB_.

Если отец bb, то все его дети имеют b, значит второй ребенок aaBb.

Читайте также:  Какой крем от веснушек

Если мать aa, то все её дети имеют a, значит первый ребенок Aabb.

Если первый ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит мать aaBb.

Если второй ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит отец Aabb.

P Aabb x aaBb

G Ab aB

ab ab

F1 AaBb Aabb aaBb aabb

близ.

весн. близ.

без

весн. норм.

зрен.

весн. норм.

зрен.

без

весн.

1/4

Вероятность рождения близоруких детей с веснушками 25%, работает закон независимого наследования.

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

В потомстве проявились рецессивные признаки, которые у родителей находились в скрытом состоянии.

А – свободная мочка уха, а – сросшаяся мочка уха.

B – треугольная ямка на подбородке, b – гладкий подбородок.

Ребенок aabb, родители A_B_.

Ребенок аа получил одну а от отца, другую от матери; одну b от отца, другую от матери, следовательно, родители AaBb.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ свободная мочка уха, треугольная ямка на подбородке

3 A_bb свободная мочка уха, гладкий подбородок

3 aaB_ сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

1 aabb сросшаяся мочка уха, треугольная ямка на подбородке

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

A – черное оперение, а – бурое оперение.

B – хохлатость, b – без хохла.

Петух A_B_, курица A_B_.

Цыплята A_B_ 10 шт., aaB_ 5 шт., A_bb 3 шт., aabb 2 шт.

Если ребенок имеет аа, то он взял одну а от матери и одну от отца, значит родители AaB_.

Если ребенок имеет bb, то он взял одну b от матери и одну от отца, значит родители AaBb.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ черные хохлатые

3 A_bb черные без хохла

3 aaB_ бурые хохлатые

1 aabb бурые без хохла

Закономерность наследования признаков – закон независимого наследования.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные, шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Если в первом поколении все потомство одинаковое (единообразное, первый закон Менделя), значит, скрещивали гомозигот, у потомства проявился доминантный признак.

А – красные плоды, а – желтые плоды.

B – шаровидные плоды, b – грушевидные плоды.

Родители AABB, aabb.

P AABB x aabb

G AB ab

F1 AaBb

красн.

шар.

100%

Во втором поколении при скрещивании дигетерозигот получится расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

А – пурпурный стебель, а – зеленый стебель.

B – красные плоды, b – желтые плоды.

Родители A_B_, aaB_.

Потомство A_B_ 722 шт., A_bb 231 шт.

По признаку цвета стебля всё потомство получилось одинаковое, следовательно, скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), родители AA и aa.

По признаку цвета плодов получилось расщепление 3:1, следовательно, скрещивали двух гетерозигот (второй закон Менделя), родители Bb и Bb.

P AABb x aaBb

G AB aB

Ab ab

F1 AaBB AaBb AaBb Aabb

пурпур.

красн. пурпур.

красн. пурпур.

красн. пурпур.

желт.

Соотношение генотипов 1:1:1:1.

Соотношение фенотипов 3:1.

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

А – зеленые плоды, а – полосатые плоды.

B – круглые плоды, b – длинные плоды.

Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях – aabb.

Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.

Читайте также:  Крем от веснушек на лице

Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

А – черная шерсть, а – коричневая шерсть.

B – длинная шерсть, b – короткая шерсть.

Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).

Потомство A_B_, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.

По признаку цвета шерсти в потомстве нет расщепления, следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.

P AaBB x aabb

G AB ab

aB

F1 AaBb aaBb

черн.

длин. коричн.

длин.

Задачи на дигибридное скрещивание

3 задачи про томаты.У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (в).

1. Растение с красными круглыми плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве все растения дали красные круглые плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов. Составьте схему скрещивания

Решение:

А – круглая Р ААВВ х аавв

а – грушевидная круг.крас. гр. ж.

В – красная G АВ ав

в – желтая F1 АаВв

_________ круг.крас.

Р – ? F1 – ?

2. Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% – красные, грушевидные, 25% – желтые, круглые, 25% – желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А – круглая Р АаВв х аавв

а – грушевидная круг.крас. гр. ж.

В – красная G АВ; Ав; аВ; ав ав

в – желтая F1 25%АаВв; 25%Аавв; 25%ааВв; 25%аавв

_________ круг.крас. круг.ж. гр.крас. гр.ж.

Р – ? F1 –

3. Фенотипы родителей те же, но результат расщепления иной: 50% растений дают красные, круглые плоды и 50% – красные, грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение:

А – круглая Р АаВВ х аавв

а – грушевидная круг.крас. гр. ж.

В – красная G АВ; аВ; ав

в – желтая F1 50 %АаВв; 50 %ааВв;

_________ круг.крас. гр.крас.

Р – ? F1 –

4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) – на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

5. У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма – (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

7. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?

8. Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?

9. Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?

Источник

Начало

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Ответ

Первый раз скрещивали растение с полосатыми и растение с зелеными плодами, получили единообразие (всё потомство с зелеными плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

Второй раз скрещивали растение с длинными плодами и растение с круглыми плодами, получили единообразие (все потомство с круглыми плодами) – согласно первому закону Менделя, скрещивали гомозигот, в потомстве проявился доминантный признак.

А – зеленые плоды, а – полосатые плоды.
B – круглые плоды, b – длинные плоды.
Растение, которое участвовало в обоих скрещиваниях – aabb.
Первое скрещивание было aabb x ААB_. Т.к. по признаку формы было расщепление, генотип родителя AABb.
Второе скрещивание было aabb x ааB_. Т.к. расщепления в потомстве не было совсем, генотип родителя aaBB.

Читайте также:  Район веснушки в калуге на карте

У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 2 щенка черных короткошерстных, 1 щенок черный длинношерстный, 1 – коричнеый короткошерстный, 2 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Ответ

А – черная шерсть, а – коричневая шерсть.
B – длинная шерсть, b – короткая шерсть.

Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_bb, A_B_, aabb, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Поскольку имеется потомки bb, они взяли один b от матери, один от отца. Следовательно самка AaBb.

PAaBbxaabb 
GAB ab 
 Ab   
 aB   
 ab   
F1AaBbAabbaaBbaabb
 черн.
длин.
черн.
коротк.
коричн.
длин.
коричн.
коротк.

У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Ответ

А – черная шерсть, а – коричневая шерсть.
B – длинная шерсть, b – короткая шерсть.
Самка A_B_, самец aabb (анализирующее скрещивание – скрещивание с рецессивной гомозиготой).
Потомство A_B_, aaB_.

Поскольку имеется потомки аа, они взяли один а от матери, один от отца. Следовательно самка AaB_.
По признаку длины шерсти в потомстве нет расщепления (все длинные), следовательно скрещивали двух гомозигот (первый закон Менделя), самка AaBB.

PAaBBxaabb
GAB ab
 aB  
F1AaBbaaBb 
 черн.
длин.
коричн.
длин.
 

Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (a или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

Ответ

А – норма, а – слепота №1.
В – норма, b – слепота №2.

Бабушка по материнской линии AAbb, бабушка по отцовской aaBB. Дедушки AABB.

PAAbbxAABB
GAb AB
F1AABb  
 норма  
 
PaaBBxAABB
GaB AB
F1AaBB  
 норма  

F1AABbxAaBB  
GAB AB  
 Ab aB  
F2AABB AaBBAABbAaBb
 норма норманорманорма

Вероятность рождения слепого внука 0%.

Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответ

В первом скрещивании скрещивали растения с ребристыми и гладкими плодами, получили все потомство с гладкими плодами. Единообразие потомства – это первый закон Менделя, следовательно скрещивали гомозигот АА х аа, получили Аа. Потомство было с гладкими плодами, следовательно А – гладкие плоды, а – ребристые.

Во втором скрещивании скрещивали низкорослых и нормальных, получили все потомство нормальное. Единообразие потомства – это первый закон Менделя, следовательно скрещивали гомозигот BB х bb, получили Bb. Потомство было нормальное, следовательно B – нормальный рост, b – карликовость.

В первом скрещивании скрещивали низкорослые растения bb и нормальные растения B_. Поскольку в потомстве первого скрещивания были низкорослые растения bb, они должны были получить один ген b от матери, один от отца, следовательно, нормальное растение было Bb.

Первое скрещивание

PааbbxААBb
Gab AB
   Ab
F1AaBb Aabb
 гладкие
норм.
 гладкие
низкоросл.

Второе скрещивание

PaabbxaaBB
Gab aB
F1aaBb  
 ребрист.
норм.
  

В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого расщепления), который позволил нам при решении рассмотреть наследование признаков отдельно друг от друга.

Продолжение

Источник