Туфля манжета вуаль мозоль

1. Выберите правильный вариант согласованияопределе­ний с определяемыми словами по роду:

(новый – новая) толь, (красивый – красивая) тюль, (мягкий – мягкая) шампунь, (тонкий – тонкая) вуаль, (болезненная – бо­лезненный) мозоль, (вкусный – вкусная) фасоль, (красный – красная) гуашь.

2. Выберите один из вариантов, мотивируйте свой выбор. В каких случаях возможны оба варианта? Проверьте правиль­ность своего выбора по Орфоэпическому словарю:

узкий манжет – узкая манжета, стальной рельс – стальная рельса, красивый клипс – красивая клипса, старый туфель— ста­рая туфля, домашний тапочек – домашняя тапочка, яркий георгин – яркая георгина, билет с плацкартом – билет с плацкартой, вне­сти корректив – внести коррективу, войти в вольер – войти в вольеру, лесной проток – лесная протока, закрыть ставень -закрыть ставню, обрезать заусенец – обрезать заусеницу, завязать кроссовок – завязать кроссовку, офицерский погон – офицерская погона, черный клавиш – черная клавиша, правый сандалет -правая сандалета.

3. Выберите нужный вариант:

Лицо женщины было скрыто (густым вуалем – густой вуа­лью). Крыша была добротно покрыта (толем – толью). Мастер должен быстро устранить неисправность (рельсы – рельса). Он быстро поправил (манжет – манжету). После мытья (этим шампунем – этой шампунью) волосы становятся блестящими. Врач удалил (болезненный мозоль — болезненную мозоль).

4. Допишите окончания прилагательных. Вспомните, как определяется род несклоняемых существительных? Проверьте правильность выбора по словарю:

русск… барокко, ноли… фиаско, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн… пенальти, черн… кофе, крепк… алоэ, вкусн… драже, высок… цунами, широк… авеню, профессиональн… регби, молод… кольраби, свеж… салями, начинающ… рантье, талантлив… травести, нов… атташе, правительственн… коммюнике, ледов… ревю, спортивн… шоу, строг… табу, маленьк… колибри, красив… колье, солнчн… Сочи, многмиллион… Токио, растуш… Балаково, разрушительн… торнадо, настоящ… леди, неизвестн… факсимиле.

5. Определите грамматический род следующих аббревиа­тур:

ГЭК, ЖЭУ, ЭВМ, АСУ, ТЭЦ, облуно, СГУ, ГРЭС, МИД, ВАК.

6. Образуйте формы множественного числа именительно­го падежа следующих существительных:

диспетчер – диспетчеры, бухгалтер – …, офицер, почерк, торт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, ка­тер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, цех, крейсер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс.

7. Образуйте формы родительного падежа множествен­ного числа, употребив их в словосочетаниях.

Образец: салат из свежих (огурцы и помидоры)салатиз свежих огурцов и помидоров.

Несколько (гектары), пять (килограммы), восемь (полотен­ца) и шесть (простыни), зажечь несколько (свечи), восемь (ампе­ры), обойтись без (комментарии), взять ребенка из (ясли), более 600 (граммы), несколько (армяне, якуты, грузины, казахи, тата­ры, башкиры), пара (туфли), пять (грабли), наступление (сумер­ки), несколько (пригоршни) воды, без новых (ботинки и сапоги), обойтись без ненужных (распри), отвыкнуть от деревенских (без­дорожья), не иметь четких (критерии).

8. Выберите нужную падежную форму существительного:

быть в отпуске/отпуску, расти в старом саду/саде, играть в “Вишневом саду/саде” А. П. Чехова, изменения в быту/быте де­ревни, хранить препараты в спирту/спирте, смочить ватку в спирту/спирте перед уколом, прочесть в “Лесе/лесу” А.Н. Ост­ровского, оказаться в густом лесе/лесу, собрание в цехе/цеху, вы­пить чаю/чая, сортировка чаю/чая, поддать пара/пару, давление пару/пара, увязнуть в глубоком снегу/снеге, хлопать дверьми/дверями, известные российские тренера / тренеры, суровые мор­ские штормы /шторма.

9. Запишите числительные прописью, раскройте скобки. Библиотека института ежегодно пополняется 300-400 кни­гами. В систематическом каталоге указано не менее 721850 на­именований. Успеваемость в группе составляет 95,5 %. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Библиотека располагает 2483 диссер­тационными исследованиями. Из 1163 объектов введено около 990. Страна отметила 850-летие Москвы. Небольшой город с 459940 жителями красиво расположен по (обоим /обеим) сторо­нам реки. Засеяно около 754,3 (гектаров /гектара) земли.

10. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числи­тельных.

Трое юношей и трое девушек с нашего факультета приняли участие в конкурсе бальных танцев. До начала экзаменов остава­лось полтора учебного месяца. Четверо студенток представили доклады на конкурс. Работу справочно-информационного отдела обслуживают пятеро человек.

11. Выберите глагольную форму, соответствующую лите­ратурной норме.

Полощет – полоскает, хныкает – хнычет, машет – махает, щиплет – щипает, исчез – исчезнул, намок – намокнул.

12. От данных наименований лиц в мужском роде образуй­те соответствующие формы женского рода.

Китаец, француз, грек, индиец, кореец, перс, араб, норве­жец, датчанин, поляк, турок, индеец.

Москвич, петербуржец, саратовец, ростовчанин, архангело-городец, красноярец, воронежец, томич.

Читайте также:  Избавиться от мозолей на руке

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 3225; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9596 – | 7498 – или читать все…

Читайте также:

Источник

I – Определение лексико-грамматических разрядов.
1.Найдите существительное:
А) Зелёный.
В) Зелень.
С) Зеленеющий.
D) Зеленел.
Е) Зеленеет.
Правильный ответ: В.
2. Найдите прилагательное:
А) Светлеющий.
В) Светлый.
С) Светло.
D) Свет.
Е) Светает.
Правильный ответ: В.
3. Найдите существительное:
А) Медленно.
В) Медлительность.
С) Медленный.
D) Медля.
Е) Медлить.
Правильный ответ: В.
4. Укажите причастие:
А) Полёт.
В) Лётный.
С) Летать.
D) Летая.
Е) Летающий.
Правильный ответ: Е.
5. Укажите причастие:
А) Пролетающий.
В) Пролётный.
С) Полёт.
D) Полететь.
Е) Пролетая.
Правильный ответ: А.
6. Укажите глагол:
А) Указание.
В) Указать.
С) Указав.
D) Указанный.
Е) Указано.
Правильный ответ: В.
7. Укажите существительное:
А) Ближе.
В) Близкий.
С) Близость.
D) Близко.
Е) Близиться.
Правильный ответ: С.

8. Морфология изучает:
А) Способы образования слов.
В) Словарный состав языка.
С) Слова, как часть речи.
D)Устойчивые сочетания слов.
Е) Словосочетания и предложения.
Правильный ответ: С.
9. В предложении
В кюях Курмангазы нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки степи, народные празднества.
подчёркнутые слова:
А) глагол, глагол, существительное, местоимение, союз, предлог.
В) Глагол, существительное, существительное, предлог, предлог.
С) Глагол, глагол, существительное, предлог, союз.
D) Глагол, существительное, местоимение, предлог, союз.
Е) Глагол, существительное, существительное, союз, союз.
Правильный ответ: D.
10. Подчёркнутые слова в предложении:
Считая себя младшим братом Исатая Тайманова, Курмангазы в кюе «Кишкентай» создал композицию,в которой мотивы эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы и суровой скорби по павшему батыру.
А) Глагол, местоимение, местоимение, прилагательное.
В) Деепричастие, местоимение, местоимение, причастие.
С) Глагол, существительное, союз, прилагательное.
D) Глагол, местоимение, союз, причастие.
Е) Деепричастие, местоимение, союз, причастие.
Правильный ответ: В.
11. В предложении:
На какие бы темы ни создавал Курмангазы Кюи, они несли в себе всю гамму человеческих чувств любовь, нежность, доброту, сострадание..
подчеркнутые слова:
А) Местоимение, предлог, глагол, местоимение, прилагательное.
В) Союз, предлог, глагол, местоимение, прилагательное.
С) Местоимение, частица, глагол, местоимение, местоимение.
D) Союз, частица, глагол, местоимение, местоимение.
Е) Союз, частица, глагол, местоимение, прилагательное.
Правильный ответ: С.
12. В предложении
Музыкальные впечатления Даулеткерея от поездки в Россию нашли творческое претворение в ряде кюев, наполненных отголосками русской бытовой музыки: народной песни, танца, марша.
подчеркнутые слова:
А) Имя существительное 2 склонения, имя прилагательное относительное.
В) Имя существительное на –ие, страдательное причастие настоящего времени.
С) Имя существительное 2 склонения, действительное причастие прошедшего времени.
D) Имя существительное на –ие, страдательное причастие прошедшего времени.
Е) Имя существительное 2 склонения, действительное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: D.
13. Определите строку с самостоятельными частями речи:
А) Дом, человек, впереди, наши.
В) Разве, тьфу, тоже, через.
С) Вот, неужели, чтобы, под.
D) Ах! Ужас! Даже, пред.
Е) Ух, не, также, от.
Правильный ответ: А.
14. Часть речи, которая обозначает предмет, изменяется по числам, падежам:
А) Местоимение.
В) Имя числительное.
С) Глагол.
D) Имя существительное.
Е) Имя прилагательное.
Правильный ответ: D.
15. Морфология-это:
А) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и звукосочетаний.
В) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
С) Раздел грамматики, в котором слова изучаются как части речи.
D) Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
Е) Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления.
Правильный ответ: С.
16. Самостоятельные части речи:
А) Наречие, предлог, частица.
В) Глагол, предлог, союз.
С) Предлог, частица, союз.
D) Местоимение, частица, союз.
Е) Имя существительное, наречие, местоимение.
Правильный ответ: Е.
17. Самостоятельные части речи:
А) Числительное, частица, союз.
В) Частица, междометие, союз.
С) Предлог, глагол, союз.
D) Предлог, междометие, частица.
Е) Глагол, наречие, местоимение.
Правильный ответ: Е.
18. Служебные части речи:
А) Предлог, междометие, союз.
В) Существительное, местоимение, глагол.
С) Союз, междометие, частица.
D) Прилагательное, наречие, местоимение.
Е) Предлог, частица, союз.
Правильный ответ: Е.
19. Самостоятельные части речи:
А) Разве, тьфу, тоже, через.
В) Вот, неужели, чтобы, под.
С) Ах! Ужас! Даже, пред.
D) Дом, человек, впереди, наши.
Е) Ух, не, также, от.
Правильный ответ: D.
20. Одушевлённые существительные:
А) Человечество, учительство, молодёжь.
В) Телефон, ветер, солнце.
С) Хлопок, сливки, жалюзи.
D) Сумерки, каникулы, вечер.
Е) Книги, ручка, карандаш.
Правильный ответ: А.
21. Неодушевлённые существительные:
А) Сумерки, каникулы, вечер.
В) Ребята, молодёжь, юноша.
С) Молодёжь, народ, студенчество.
D) Человечество, учительство, группа.
Е) Девушка, птицы, животные.
Правильный ответ: А.
22. Существительные без мягкого знака на конце:
А) Стаж.., этаж.., лаваш.., глуш..
В) Ковш.., ёрш.., ландыш.., мыш..
С) Бородач.., смерч.., глуш.., мяч..
D) Шалаш.., багаж.., чертёж.., брош..
Е) Сторож.., крыш.., грош.., трельяж..
Правильный ответ: Е.
23. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А) Беднота.
В) Белизна.
С) Уста.
D) Детвора.
Е) Мошкара.
Правильный ответ: С.
24. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А) Вражда.
В) Белизна.
С) Мошкара.
D) Ворота.
Е) Листва.
Правильный ответ: D.
25. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А) Интеллигенция.
В) Листья.
С) Числа.
D) Брюки.
Е) Заявление.
Правильный ответ: D.
26. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А) Успеваемость.
В) Жабры.
С) Бегство.
D) Интеллигенция.
Е) Человечество.
Правильный ответ: В.
27. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А) Бусы.
В) Тишина.
С) Листва.
D) Погода.
Е) Бегство.
Правильный ответ: А.

Читайте также:  Костная мозоль месте перелома

28. Имя существительное, употребляемое только в единственном числе:
А) Уста.
В) Хоромы.
С) Кудри.
D) Румяна.
Е) Сено.
Правильный ответ: Е.
29. Имя существительное, употребляемое только в единственном числе:
А) Земляника.
В) Бега.
С) Уста.
D) Дрова.
Е) Брызги.
Правильный ответ: А.
30. Имя существительное, употребляемое только в единственном числе:
А) Уста.
В) Качели.
С) Ворота.
D) Джунгли.
Е) Золото.
Правильный ответ: Е.
31. Несклоняемое имя существительное в варианте:
А) Студенчество.
В) Косьба.
С) Хворост.
D) Листва.
Е) Жабо.
Правильный ответ: Е.
32. Несклоняемое имя существительное:
А) Клещи.
В) Манто.
С) Очки.
D) Слепота.
Е) Дебри.
Правильный ответ: В.
33. Несклоняемое имя существительное:
А) Сумерки.
В) Макароны.
С) Терпение.
D) Вмешательство.
Е) Кофе.
Правильный ответ: Е.
34. Несклоняемое имя существительное:
А) Трюмо.
В) Ворота.
С) Зло.
D) Тишь.
Е) Жрожь.
Правильный ответ: А.
35. Несклоняемое имя существительное:
А) Желе.
В) Акварель.
С) Жара.
D) Вуаль.
Е) Холод.
Правильный ответ: А.
36. Несклоняемое имя существительное:
А) Субтропики.
В) Вздор.
С) Такси.
D) Чернила.
Е) Насыпь.
Правильный ответ: С.
37. Существительное общего рода:
А) Тюль.
В) Скандал.
С) Овощ.
D) Невежда.
Е) Мозоль.
Правильный ответ: D.
38. Существительные только женского рода:
А) Туфля, манжета, вуаль, мозоль.
В) Туфля, толь, вуаль, мозоль.
С) Манжета, вуаль, мозоль, толь.
D) Туфля, толь, вуаль, мозоль.
Е) Манжета, вуаль, мозоль, толь.
Правильный ответ: А.
39.Обозначает предмет, изменяется по числам, падежам:
А) Местоимение.
В) Имя существительное.
С) Имя прилагательное.
D) Глагол.
Е) Имя числительное.
Правильный ответ: В.
40. Обозначает иризнак предмета, изменяется по родам, числам, падежам.
А) Глагол.
В) Имя существительное.
С) Местоимение.
D) Имя числительное.
Е) Имя прилагательное.
Правильный ответ: Е.
41. Указывает на предмет, признак или качество, но не называет их:
А) Имя прилагательное.
В) Имя числительное.
С) Имя существительное.
D) Глагол.
Е) Местоимение.
Правильный ответ: Е.
42.Морфология-это раздел науки о языке, в котором изучаются:
А) Правила написания слов.
В) Правила произношения слов.
С) Правила расстановки знаков препинания.
D) Части речи и их формы.
Е) Значимые части слова и способы словообразования. Правильный ответ: D.
43. Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения, называется:
А) орфографией.
В) Морфологией.
С) Грамматикой.
D) Орфоэпией.
Е) Графикой.
Правильный ответ: В.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Следующий вид норм русского литературного языка – это грамматические нормы. Они состоят из норм морфологических и синтаксических.

Морфологические нормы (от греч. morphē – форма и logos – учение) объединяют правила образования форм слов разных частей речи. Традиционно одни варианты образования форм слов в речи закрепились как литературные, другие – как относящиеся к языковой периферии (диалектные, просторечные, жаргонные, устаревшие). Необходимо научиться ориентироваться в подобных вариантах при образовании форм слов различных частей речи.

Читайте также:  Сильно болит натертая мозоль

Имя существительное

2.1.1. Формы рода имён существительных

Категория рода в русском языке достаточно стабильна. Все имена существительные относятся к одному из четырёх родов:

а) мужскому, например, стол, дом, крот (к этим словам можно подставить местоимение мой, этот);

б) женскому, например, книга, мама, парта (к этим словам можно подставить местоимение моя, эта);

в) среднему, например, окно, яблоко, небо (к этим словам можно подставить местоимение моё, это);

г) общему, например, грязнуля, коллега, сирота, визави (эти слова могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, например, мой коллега, моя коллега).

От того, какого рода то или иное существительное в речи, зависит род согласуемых с ним слов. Поэтому очень важно правильно определять род имён существительных. Сложности в этом вопросе вызывают три группы существительных:

· Слова, трудноопределимые в родовом отношении;

· Несклоняемые существительные;

· Существительные, являющиеся наименованиями лиц по профессии, должности, званию.

Слова, трудноопределимые в родовом

Отношении

Какого рода литературные варианты существительных в некоторых случаях необходимо запомнить:

Слова мужского рода Слова женского рода Слова среднего рода
Аэрозоль
 
Бандероль Повидло
 
погон
 
вуаль
 
контральто
 
рельс
 
мозоль монисто
толь плацкарта мочало
тюль тапка (разг.тапочка) чучело
шампунь туфля щупальце

Варианты

Равноправные варианты (они являются одинаково правильными, нормативными): банкнот – банкнота

вольер – вольера

заусенец – заусеница

скирд – скирда

ставень – ставня и др.

Неравноправные варианты (один вариант слова – литературный, второй – допустим или только в неофициальных ситуациях общения (разговорный, устаревший или профессиональный вариант), или недопустим в любой ситуации общения, поскольку является просторечным вариантом). К примеру,

тапка (литер.) – тапочка (разговорн.);

клавиша (литер.) – клавиш (профес.); манжета (литер.) – манжет (профес.); туфля (литер.) – туфель (прост.); босоножка (литер.) – босоножек (прост.).

Упр.29. В следующих парах слов отметьте формы, не соответствующие литературной норме. Определите, какие формы слов являются недопустимыми в официальной обстановке общения? Выскажите предположение относительно нелитературной формы слова.

Канистра – канистр, спазм – спазма, клавиш – клавиша, ставень – ставня, санаторий – санатория, плацкарт – плацкарта, папаха – папах, спазм – спазма, зал – зала, брелок – брелока, туфля – туфель, помидор – помидора, бронх – бронха, завеса – завес, банкнот – банкнота, жираф – жирафа, гарнитур – гарнитура, бакенбард – бакенбарда, ласт – ласта, тапка – тапок, скирд – скирда, рельс – рельса, абрикос – абрикоса, багет – багета.

Упр.30.Определите род существительных и раскройте скобки:

1. В тихой заводи плавает (чёрный) лебедь. 2. Моё любимое блюдо – (жареный) картофель. 3. Она опустила на лицо (тёмный) вуаль.4. В банке сидит (серый) мышь. 5. Он не побоялся испачкать (белый) манжет (у?). 6. Я чувствовал, как саднит (огромный) мозоль. 7. Крапиву в первую очередь чувствует (голый) коленка. 8. В петлице у него я заметил (белый) георгин (у?). 9. Кто-то начал отодвигать (чёрный) рояль.

Упр.31. Образуйте правильные формы слов из скобок, вставьте пропущенные буквы.

1. «Всяко… (овощ) своё время» – гласит русская пословица. 2. Список одной из самых известных Книг Библии называется «Хлудовск… псалтырь». 3. В отремонтированную квартиру мы купили несколько метров одинаково… (тюль). 4. (Ставень – ставня) слетел… с петли. 5. Снова разболел…сь(ся) застарел… мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему лев… (туфель, туфля). 7.На бутерброде лежал… (один –одна) (шпрот – шпрота) и ломтик помидора. 8. Манжет… платья оформлен… красивой аппликацией из контрастного материала. 9. Следует вымыть волосы (шампунь) от перхоти. 10. Наш дачный домик был белый и крыт черн… (толь). 11. Сегодня мы купили вкусн… (гранат – граната).

Упр.32. Образуйте форму единственного числа следующих существительных.

Кеды, туфли, тапочки, кегли, босоножки, погоны, клипсы, овощи, плацкарты, щупальца, унты, бакенбарды, чучела, ласты, бациллы, банкноты, сандалии.

Упр.33:Определите значение имён существительных, отличающихся родовыми окончаниями:

Мужской родЖенский род

абак абака

взяток взятка

карьер карьера

жар жара

округ округа

проток протока

.

Источник