Тюль бюллетень рояль мозоль что лишнее
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
Зачётная домашняя контрольная работа
по дисциплине
«Основы речевой культуры дефектолога»
Выполнил студент
050700.62 СДО Дошкольная дефектология группа 120
Бржецкая Светлана Олеговна
Руководитель кандидат педагогических наук,
доцент Лариса Валентиновна Ковригина
НОВОСИБИРСК 2013
Выполнить следующие задания:
Задание 1. Пользуясь словарем, поставить ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить(лежать негладко иметь морщины,об одежде), обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота.
Задание 2. Подберите определения к словам: рояль, фамилия, бра, Кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.чёрный рояль
красивая фамилия
настенные бра
крепкий кофе
капроновый тюль
«золотая» молодёжь
детское кафе
женская туфля
говорящий какаду
большой шимпанзе
осеннее пальто
компетентное жюри
красивый Тбилиси
широкое шоссе
быстрое метро
кровельная толь
твёрдая мозоль
паровозное депо
сладкое какао
громкое пианино
интересное меню
быстрое такси
просторное фойе
письменное бюро
выигранное пари
солнечный Сочи
пожилая леди
Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, заморозки, килограммы, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туфли, чулки, цапли.
Англичане-англичан
апельсины-апельсинов
баклажаны-баклажан
вафли-вафель
гектары-гектаров
заморозки-заморозков
килограммы-килограммов
томаты-томатов
мандарины-мандаринов
носки-носков
полотенца-полотенец
помидоры-помидоров
рельсы-рельс
сапоги-сапог
свечи-свечей
туфли-туфель
чулки-чулок
цапли-цапель
Задание 4.Исключите лишнее слово, учитывая морфологические свойства и формы слов.
. | Пояснение: |
Носок, чулок, георгин, помидор | Существенные 2 скл.м.р. В Р.п. мн.ч. Имеют окончание -ов |
Тюль, бюллетень, рояль, мозоль | |
Цех, лист, пропуск, пояс | |
Баня, пустыня, простыня, кухня | Существенные 1 скл. В р.п. мн.ч. Окончания не имеют |
Лапти, сандалии, тапки, туфли |
Задание 6. Исправьте речевую ошибку:
Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.-Это добрейший человек из всех, кого я знаю.
Это ещё более худший вариант решения проблемы.-Это более худший вариант решения проблемы.
Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.-Комендант велел дворнику отнести вещи жильца.
Мать велела дочери налить себе воды.-Мать велела дочери налить воды.
Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.-Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока гроза не кончилась.
Задание 7. Выберите и вставьте вместо точек нужную форму (оба – обе).
По обеим сторонам улицы, на обоих берегах реки, у обеих сестёр, у обоих братьев, на обеих стенах, между обоими странами, между обоими государствами, обеими руками, обоими ушами, обоими глазами, у обоих детей, к обоим ботинкам, приложит к обоим ушам, знаком с обеими сёстрами.
Задание 8.Отредактируйте:
Я занимался более полутора часа.
Сестёр у Андрея только две,обе поступили в университет.
Договор подписан обеими сторонами.
Мама купила около полутора килограммов помидоров.
Оба глаза стали плохо видеть.
Обеим спортсменкам не повезло в финале.
Мальчик держал игрушку в обеих руках.
Задание 10. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Исправить предложение | Пояснение |
В эти годы наблюдается бурный рост нашей кинематографии | Рост бурный |
К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. | |
Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. | Один человек |
Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. | Искажается мысль |
Вот уже третью неделю команда проводит без голов. | |
Разбойник напал на женщину с ножом | |
Внимание! Не все препараты можно с одинаковым эффектом принимать у одних и тех же пациентов. | |
Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. | |
Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. | |
Грипп очень заразен, поэтому его нельзя переносить на ногах. | |
Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. |
Задание 11.Отредактируйте предложения:
Предложение с ошибкой | Исправленное предложение |
Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. | Бабушка отвезла внука восьми лет на Кавказ. |
Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. | Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба . |
Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу | Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу |
Умерщвление произошло по причине утонутия | Смерть произошла по причине утопления. |
Он уважает и заботится о своих сослуживцах. | Он уважает, заботится о своих сослуживцах. |
Приходя домой, у Пети слипались глаза от усталости. | Придя домой,от усталости у Пети слипались глаза. |
В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводил. | В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводит . |
Старик запряг лошадь и, стуча копытами по мостовой, поскакал по мёрзлой дороге. | Старик запряг лошадь, и она, стуча копытами по мостовой, поскакала по мерзлой дороге. |
На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. | На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможность досрочно сдать зачеты. |
Услышав о зачете, нам стало весело. | Услышав о зачете, нам стало весело. |
Задание 12.Выберите необходимое по смыслу слово:
1. Этические нормы не позволяли ему брать котлету руками.
2. Рефери подбежал к месту предполагаемого падения мяча.
3. Этот абонемент дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев.
4. Реноме этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес.
5. В наших отношениях сохранился необходимый для дальнейшего сотрудничества паритет.
6. Де-юре эта республика является субъектом Федерации, но де-факто она давно уже не подчиняется федеративным законам.
7. Предвыборная кампания в самом разгаре.
8. Мы всем классом совершили экскурсию по пушкинским местам.
9. Он был одет совсем не для этого случая, слишком пестро и необычно. Присутствующие сразу же это отметили: «Слишком экстравагантен!».
10. Данные мониторинга дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу.
11. Дума вынесла вотум недоверия правительству.
12. Он очень корректный человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично.
В отеле они поселились в одном из лучших пентхаусов.
Список литературы
Обязательная
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи – Ростов н/Д: Феникс, 2010 (2008, 2007 и т.д.).
Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи – М.: Проспект, 2008.
Русский язык и культура речи: Учебник для пед. вузов /В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа, 2008.
Дополнительная
Скворецкая Е.В. Культура речи (упражнения и рекомендации): – Новосибирск: НГПУ, 2000.
Фоменко Ю.В. Язык и речь: – Новосибирск: НГПИ, 1990.
Львов М.Р. Основы теории речи: – М.: Академия, 2002.
Источник
Задание
1.
Поставьте
имена существительные в форму им. падежа
множ. числа.
Аптекарь,
бухгалтер, выбор, директор, доктор,
договор, инженер, инспектор, лектор,
корм, конструктор, отпуск, офицер,
паспорт, профессор, приговор, ректор,
сторож, фельдшер, торт, шофер, якорь.
Задание
2.
Найдите
ошибки, связанные с употреблением рода
имен существительных
1)
Остудите полстакана бульона и разведите
в нем столовую ложку желатины. 2) Инкогнито
явилось неожиданно. 3) Вскоре подали
горячее кофе. 4) Пьер Безухов, страдавший
от бездействия, вступил в масонское
ложе. 5) На международном конкурсе
пианистов успешно выступила лауреатка
второй премии Мария Васильева. 6) Наша
протеже оправдала все надежды. 7) Не
всегда быстроногому кенгуру удается
спастись от опасного динго. 8) Из-за
кустов на середину озера выплыл большой
белый лебедь. 9) В магазине я купил два
тюбика шампуня и три метра тюля. 10) Из-за
огромного концертного рояля выглядывала
только макушка юного маэстро.
Задание
3.
В каких предложениях допущены ошибки
в употреблении падежных форм имен
существительных?
1)
Несколько лет поэт был в апогее славы.
2) Работу надо закончить к пятому апрелю.
3) Сегодня мне нужно забрать братишку
из ясель. 4) На рынках нашего города много
грузин, узбеков и туркменов. 5) В поход
мы взяли две пары резиновых сапог,
несколько пар шерстяных чулков и носков.
6) Во время официального визита стороны
заключили важные договоры. 7) Нам готовят
повара – прокричим мы им «ура»! 8) Лекции
нам читают опытные профессоры и доценты.
9) Ректоры красноярских вузов стремятся
координировать деятельность высших
учебных заведений города. 10) Красноярский
симфонический оркестр под управлением
Ивана Шпилер исполнил популярные
произведения Моцарта.
Задание
4.
Выпишите номера предложений, в которых
встречаются
ошибки в употреблении падежных форм
слов
1)
Я встал, снял ребенка с колен. 2) Я купила
весь садовый инвентарь, кроме грабель.
3) К праздничному столу купили 5 кило
банан. 4) Мое любимое блюдо – икра из
томатов и кабачков. 5) Романы Жюль Верна
особенно популярны среди молодежи. 6)
Наше знакомство с Чарли Чаплином
состоялось в период немого кино. 7)
Студенту Игорю Ремчуку выплачивают
повышенную стипендию. 8) Постановка
В.И.Немирович-Данченко привлекла внимание
прессы. 9) Выступление корейского лидера
Ким Ир Сена было опубликовано в центральных
газетах. 10) В соревнованиях приняли
участие известные рекордсменки Тамара
и Ирина Пресс.
Задание
5.
Выпишите номера предложений, в которых
неверно определен род имен существительных
1)Крошечное
колибри питается нектаром цветов. 2)Прозрачная
тюль на окнах, вазы с цветами, удобная
мебель – все создавало уют. 3) Юный
кабальеро вихрем промчался на своем
горячем скакуне. 4) На
покрытие ангара был использован
влагоизолирующий толь. 5) Внезапно дорогу
охотнику преградил огромный гризли. 6)Больше
всех детям понравилось забавное пони.
7) На сцену под гром оваций вышел седой
маэстро. 8)Мелькая
между деревьями,
проскакала
быстроногая кенгуру. 9) Мы остановились
на заброшенном ранчо. 10) У ворот огромной
усадьбы нас встретил старый рантье.
Подберите
определение (прилагательное или
местоимение) к именам существительным
:
Тюль,
фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри,
бигуди, такси, галифе, толь, вермишель,
шампунь, колибри, факсимиле, цеце,
эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао,
пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
Запомните:
Слова
мужского рода:
Рельс,
толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет,
шимпанзе, фламинго, хинди
Слова
женского рода:
Босоножка,
клавиша, манжета, мозоль, сандалия,
туфля, авеню, салями, кольраби, колибри
Слова
среднего рода:
Алоэ,
мочало, повидло, щупальце, бра, кашне,
резюме
Слова
общего рода:
Неряха,
сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи
2.
Исключите четвертое, учитывая
морфологические свойства и формы слов.
Носок,
чулок, георгин, помидор.
Тюль,
бюллетень, рояль, мозоль.
Цех,
лист, пропуск, пояс.
Баня,
пустыня, простыня, кухня.
Инструктор,
ректор, доктор, тенор.
Лапти,
сандалии, тапки, туфли.
Запомните!
Образование
множественного числа:
Бухгалтеры,
инженеры, конструкторы, офицеры, почерки,
торты, порты, договоры, склады, трюфели,
простыни, свитеры, джемперы, возрасты,
выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы,
ректоры, прожекторы, редакторы,
секторы.
Директора,
купола, ордера, повара, профессора,
штабеля, шулера, доктора, мастера,
паспорта, сорта.
Родительный
падеж:
Пара
ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок
(но носков), купить 1 кг . мандаринов,
помидоров, апельсинов (но яблок, макарон),
5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч,
дел, блюдец, полотенец, грузин, армян,
гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг,
кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов,
граблей (и грабель), лохмотьев, простыней;
много оладий, вафель, брызг, гектаров,
килограммов, мечтаний, будней, свечей,
распрей, цаплей, доньев, поленьев;
удаление гланд.
3.
Исправьте речевую ошибку:
Это
самый добрейший человек из всех, кого
я знаю.
Это
ещё более худший вариант решения
проблемы.
Комендант
велел дворнику отнести вещи жильца к
себе.
Мать
велела дочери налить себе воды.
Боясь
грозы, старушка спрятала голову под
подушку и держала её там до тех пор, пока
она не кончилась.
4.
Просклоняйте:
498
человек, полторы страницы, двое студентов,
две пары туфель, оба урока, обе страны,
22 суток.
Собирательные
числительные:
Двое
студентов (но две студентки), трое
спортсменов (но два профессора, генерала,
ассистента); трое детей, щенков, ножниц,
перчаток.
5.
Выберите нужную форму (оба – обе).
По
…сторонам улицы, на …берегах реки, у
…сестёр, у …. братьев, на …стенах, между
…странами, между …государствами,
…руками, …ушами, …глазами, у …детей,
к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком
с …братьями, с …сёстрами.
До
(сколько) часов работает магазин?
Со
(сколько) часов открывается библиотека?
(Сколько)
ученикам пришлось переписывать работу?
(Сколько)
учениками доволен учитель?
(Сколько)
студентов не было на занятии?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник