Тюль бюллетень рояль мозоль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного

образования для детей»

350000 6

тел.-84-01

E-mail:*****@***ru

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2012-2013 учебный год

7-9 классы, ответы

Эталонные ответы

1. Как вы понимаете лингвистический термин полисемия? Какими синонимами его можно заменить? Приведите примеры, демонстрирующие явление полисемии. Какими способами обычно возникает полисемия?

Ответ: Полисемия – наличие у одного и того же слова (1) нескольких связанных между собой значений (1), обычно возникающих в результате видоизменения и развития первоначального значения этого слова (1). Синонимы – многозначность (1), полисемантизм (1).

Способы возникновения полисемии: метафоризация (1) (сходство формы (1), внешнего вида (1), производимого впечатления (1), местоположения (1), функций (1) и т. д.), метонимизация (1) (смежность (1), соположение (1), действие – результат – действие (1), действие – инструмент – действие (1), вместилище – вместимое (1), часть – целое (1), материал – изделие (1) и др.). Добавляется 0,5 балла за каждый пример различных типов полисемии (не более одного примера для каждого типа).

До 25 баллов

2. Первые знаки препинания упоминает в «Российской грамматике» . Один из них Ломоносов называл «единительным». Каково современное его название? Как изменился его статус в пунктуационной системе русского языка? Назовите его основные функции.

Ответ: знак переноса (дефис) (3). Сейчас дефис –знак орфографический (2). Он используется при написании сложных слов (1), для переноса части слова с одной строки на другую (1), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1), для передачи на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1).

До 9 баллов

3. Что значит слово «днесь» в приведенном отрывке из произведения ? Какова частеречная принадлежность этого слова? Каким членом предложения оно является?

Певец бессмертный и маститый,

Тебя Эллада днесь зовет

На место тени знаменитой,

Пред коей Цербер днесь ревет.

(Ода его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову)

Ответ: сегодня (3). Наречие (1). Обстоятельство времени (1).

До 5 баллов

4. Образуйте имена существительные мужского и женского рода единственного числа и имена существительные множественного числа, называющие жителей данных городов. Какими словарями при этом вы могли бы воспользоваться?

Брянск, Курск, Одесса, Тула.

Ответ: Брянск –бря́нец (ж – бря́нка, мн – бря́нцы) (3) или брянча́нин (ж – брянча́нка, мн – брянча́не) (1); Курск – курянин (ж – курянка, мн – куряне) (3); Одесса – одессит (ж – одесситка; мн – одесситы) (3); Тула — туля́к (ж — туля́чка, мн — туляки́) (3).

, Левашов названия жителей: Словарь-справочник. М., 2003 (2) и др.

До 15 баллов

5. Исключите четвертое «лишнее» в каждом ряду слов, учитывая морфологические свойства и формы слов.

1) Носок, чулок, георгин, помидор;

2) тюль, бюллетень, рояль, мозоль;

3) баня, пустыня, простыня, кухня;

4) инструктор, ректор, доктор, тенор;

5) лапти, сандалии, тапки, туфли.

Ответ: 1) Носок, чулок, георгин, помидор (род. п.: носков, георгинов, помидоров, НО чулок) – 2 б.

2) Тюль, бюллетень, рояль, мозоль (тюль, бюллетень, рояль – м. р., НО мозоль – ж. р.). – 2 б.

3) Баня, пустыня, простыня, кухня (бань, пустынь, кухонь, НО простыней). – 2 б.

4) Инструктор, ректор, доктор, договор (инструкторы, ректоры, договоры, НО доктора). – 2 б.

5) Лапти, сандалии, тапки, туфли (сандалия, тапка, туфля – ж. р., НО лапоть – м. р.). – 2 б.

До 10 баллов

6. В представленных ниже предложениях допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Определите тип ошибки. Свой ответ аргументируйте.

1.Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодёжи.

2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах.

3. Он говорил о море и как он представляет себе свою будущую службу на флоте.

4. Североамериканские ралли широко освещались в прессе.

5. По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

Ответ: 1.Необходимо гораздо больше внимания уделять (чему?) повышению культурного уровня современной молодёжи – грамматическая ошибка.

2. И стоят наши дальневосточные березы в подвенечных саванах (нарядах, сарафанах и др.) –речевая (лексическая) ошибка.

3. Он говорил о море и о том, как он представляет себе свою будущую службу на флоте –грамматическая ошибка.

4. Североамериканское ралли широко освещалось в прессе –грамматическая ошибка.

5. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом –грамматическая ошибка.

1 балл за исправление предложения, 1 балл за комментарий к исправлению, 1 балл за квалификацию ошибки.

До 15 баллов

7. На основе каких прецедентных текстов созданы названия магазинов “Кафельный цветочек” и “Очарованный краник”. Кто автор этих произведений? Как можно назвать явление, при котором в текст включаются видоизмененные цитаты? Оправдано ли, на ваш взгляд, такое их употребление? Приведите собственные примеры подобных видоизменений.

Ответ: Аленький цветочек (1) —русская народная сказка (1), записанная (1 )и «Очарованный странник» (1) — повесть (1) (1). «Раскавыченные цитаты», трансформация цитат, трансформация прецедентных текстов(2) и др. До 5 баллов за комментарий и примеры.

Читайте также:  Рентген пальца ноги мозоль

До 13 баллов

8. Назовите известные Вам этимологические словари.

Ответ: 1) Преображенский словарь русского языка: В 2-х т. М., 1949.

2) Семенов словарь русского языка. Москва, 2003.

3) тимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Издательство «Прогресс», 1964–1973.

4) Черных -этимологический словарь современного русского языка. Т.1-2. М., 1994.

5) и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М., 1975.

6) Шанский этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ , . — 7-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004.

По 2 балла за каждый указанный словарь (но не более 12 б.)

До 12 баллов

9.

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(Апрель, 1878 г.)

1.  Кто является автором данного текста? Какие особенности идиостиля автора позволяют обосновать Ваш ответ?

2.  Каков смысл заглавия текста? Аргументируйте свой ответ.

3.  Какими изобразительно-выразительными средствами достигается раскрытие авторского замысла?

Ответ:

1.  . Из цикла «Стихотворения в прозе». 5 баллов за верное определение автора текста. По 1 баллу за каждое обоснование (но всего не более 10 баллов).

2.  До 3 баллов за формулировку +1 балл за каждый аргумент (но всего не более 10 баллов).

3.  До 5 баллов за логичность, непротиворечивость, убедительность трактовки авторской позиции. По 1 баллу за каждое верно отмеченное изобразительно-выразительное средство (но всего не более 15 баллов).

Всего до 35 баллов.

Итого: до 139 баллов

Источник

.

  1. Имя существительное.
  2. Имя прилагательное.
  3. Числительное.
  4. Глагол.

Дидактический материал

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

2. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

3. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

4. Просклоняйте:

498 человек, полторы страницы, двое студентов, две пары туфель, оба урока, обе страны, 22 суток.

Собирательные числительные:

Двое студентов (но две студентки), трое спортсменов (но два профессора, генерала, ассистента); трое детей, щенков, ножниц, перчаток.

5. Выберите нужную форму (оба — обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

Читайте также:  Удаление мозолей с корнем лазер

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

(Сколько) учениками доволен учитель?

(Сколько) студентов не было на занятии?

6. Прочитайте, помня о склонении числительных.

В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

7. Отредактируйте:

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. И левый, и правый глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам не везло в финале. Мальчик держал игрушку в обоих руках.

8. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов:

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.

9. Образуйте форму 1 лица ед.числа от глаголов:

Победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, пылесосить, висеть.

10. Образуйте форму 3 лица ед.числа настоящего времени:

Колыхать, махать, плакать, полоскать, плескать, сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.

11. Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)

Самостоятельная работа

  1. Повторите правописание числительных, подготовьтесь писать диктант: пол-яблока, пол-лимона, пол-Европы, полсвета, шестнадцать, одиннадцать, восемьдесят, пятьсот, пятидесятый, шестисот двадцати семи, шестьсот двадцать седьмого, шестисотдвадцатисемикилометровый, сорокалетний, столетие, тысячелетие, пол чайной ложки.
  2. Повторите правописание глаголов и глагольных форм. Образуйте формы настоящего времени, 2 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч., прошедшего времени, причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов:
    Сеять, клеить, читать, хотеть, жечь, сбежать, увидеть, бороться, стелить, брить, вылететь.

Источник

Дидактический материал

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным :

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, факсимиле, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

Запомните:

Слова мужского рода:
Рельс, толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет, шимпанзе, фламинго, хинди

Слова женского рода:
Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби, колибри

Слова среднего рода:
Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме

Слова общего рода:
Неряха, сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи

2. Исключите четвертое, учитывая морфологические свойства и формы слов.

Носок, чулок, георгин, помидор.

Тюль, бюллетень, рояль, мозоль.

Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня.

Инструктор, ректор, доктор, тенор.

Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Запомните!

Образование множественного числа:
Бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
Директора, купола, ордера, повара, профессора, штабеля, шулера, доктора, мастера, паспорта, сорта.

Родительный падеж:
Пара ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок (но носков), купить 1 кг . мандаринов, помидоров, апельсинов (но яблок, макарон), 5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч, дел, блюдец, полотенец, грузин, армян, гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг, кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов, граблей (и грабель), лохмотьев, простыней; много оладий, вафель, брызг, гектаров, килограммов, мечтаний, будней, свечей, распрей, цаплей, доньев, поленьев; удаление гланд.

3. Исправьте речевую ошибку:

Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

Это ещё более худший вариант решения проблемы.

Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе.

Мать велела дочери налить себе воды.

Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

4. Просклоняйте:

498 человек, полторы страницы, двое студентов, две пары туфель, оба урока, обе страны, 22 суток.

Собирательные числительные:

Двое студентов (но две студентки), трое спортсменов (но два профессора, генерала, ассистента); трое детей, щенков, ножниц, перчаток.

5. Выберите нужную форму (оба – обе).

По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с …братьями, с …сёстрами.

До (сколько) часов работает магазин?

Со (сколько) часов открывается библиотека?

(Сколько) ученикам пришлось переписывать работу?

(Сколько) учениками доволен учитель?

(Сколько) студентов не было на занятии?

6. Прочитайте, помня о склонении числительных.

Читайте также:  Как не натирать мозоли турники

В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

7. Отредактируйте:

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. И левый, и правый глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам не везло в финале. Мальчик держал игрушку в обоих руках.

8. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов:

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.

9. Образуйте форму 1 лица ед.числа от глаголов:

Победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться, пылесосить, висеть.

10. Образуйте форму 3 лица ед.числа настоящего времени:

Колыхать, махать, плакать, полоскать, плескать, сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.

11. Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов – 
Проклинывая все на белом свете, 
Я вновь бежу в нетоптанность лесов. 
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, 
Приветливыми лапками маша: 
Я среди тут пробуду целый вечер, 
Бессмертные творчения пиша. 
Но, выползя на миг из тины зыбкой, 
Болотная, зеленовая тварь 
Совает мне с заботливой улыбкой 
Большой Орфографический словарь.

Источник

знаю что тюль м. р.
набери в яндекс словаре остальные

роль -м. р. , жюри- мн. ч. , тюль – м. р. , шампунь – м. р. , шоссе- ср. р. , кафе – ср. р, мозоль – ж. р. , толь – м. р, студень – м. р. , вуаль – ж. р.

Рояль, тюль, шампунь, студень – существительные мужского рода,
жюри, шоссе, кафе -среднего рода,
мозоль, тюль, вуаль – женского.

Кофе — мужской / средний род, В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком»
Рояль – мужской род.
Шампунь, толь, тюль — мужского рода. (На крыше положен новый толь, на окне висел кружевной тюль, купил новый душистый шампунь)
Шоссе, жюри, – неодушевлённые несклоняемые существительные относятся к среднему роду независимо от значения и конечной согласной .
Кафе -существительное среднего рода,
Мозоль, вуаль – женский род
Студень -существительное мужского рода

Найдите нарушения лексических норм, отредактируйте текст:
В конце конференции, трибуна была представлена гостям. В зале ожидания было много командировочных. На классном собрании опять осуждали двоечников. Некоторые родители заблуждаются, говоря о наказании детей. Необходима измена взглядов на воспитание детей.

Отредактированный текст:
По окончанию конференции, трибуна была представлена гостям. В зале ожидания было много командированных. На классном собрании опять обсуждали двоечников. Некоторые родители заблуждаются, говоря о необходимости наказания детей. Необходимо изменение взглядов на воспитание детей.

Кофе, мозоль, шинель, антресоль

Тюль м. р, а вуаль ж?!!!
Какой нафиг английский… тут в своём хрен разберёшься)

рояль-м. р.
жюри-ср. р.
тюль-м. р.
шампунь-м. р.
шоссе-ср. р.
кафе-ср. р.
мозоль-ж. р.
толь-м. р.
студень-м. р.
вуаль-ж. р.

рояль-м. р.
жюри-ср. р.
тюль-м. р.
шампунь-м. р.
шоссе-ср. р.
кафе-ср. р.
мозоль-ж. р.
толь-м. р.
студень-м. р.
вуаль-ж. р.

Да вы чего? Тюль-ж. р.!!! Жюри-с. р. Вуаль-ж. р.. В школе не были?!

рояль мужской род. Доказательства: рояль он мой. рояль она моя. рояль оно моё.
жюри средний род. Доказательства: жюри он мой. жюри она моя. жюри оно моё.
тюль мужской род. Доказательства: тюль он мой. тюль она моя. тюль оно моё.
шампунь мужской род. Доказательства: Шампунь он мой. Шампунь она моя. Шампунь оно моё.
Шоссе средний род. Доказательства: Шоссе он мой. Шоссе она моя. Шоссе оно моё.
кафе средний род Доказательства: кафе он мой. кафе оно моё. кафе она моя.
мозоль женский род Доказательства: Мозоль она моя. Мозоль он мой. Мозоль оно моё.
толь мужской род. Доказательства: Толь он мой. Толь она моя. Толь оно моё.
Студень мужской род. Доказательства: Студень он мой. Студень она моя. Студень оно моё.
Вуаль женский род. Доказательства: Вуаль он мой. Вуаль она моя. Вуаль оно моё.
Словосочетания:
Большой рояль, строгое жюри, красивый тюль, мужской шампунь, длинное шоссе, дорогое кафе, сильная мозоль, непромокаемый толь, вкусный студень, тонкая вуаль.

м. р ср. р м. р мюр ср. р ср. р ж. р м. р м. р ж. р

м. р ср. р м. р мюр ср. р ср. р ж. р м. р м. р ж. р

Источник