Рассказ родинка в чем драматизм ситуации лежащей в основе сюжета
Тема урока: «Как же это?!»
Цели:
- показать гражданское и писательское мужество
М.Шолохова, одним из первых сказавших правду о
гражданской войне как о трагедии народа; - проанализировать художественные особенности
рассказов; - проверить умение учащихся самостоятельно
делать выводы, высказывать и аргументировать
свою точку зрения.
Записи на доске:
- «Родинка – это, говорят, счастье».
- «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…
Опять кровь, а я уже уморился так
жить…Опостылело всё…», - «Зачерствела душа у него»,
- «Меня за моё же добро расстрелять надо, за то,
что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто
по чужим закромам шарит, энтот при законе?
Грабьте, ваша сила». - Нонешним
- Брешешь
- Летник
- Вназирку
- Излапывает
- Музга степная
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Показ отрывка из фильма «Неуловимые
мстители»
III. Слово учителя
Долгое время Гражданская война была окутана
ореолом подвига, романтики. Шолохов – один из
тех, кто заговорил о Гражданской войне как о
величайшей трагедии, имевшей тяжёлые
последствия. Главное в жизни – человечность,
доброта, а не классовая жестокость и ненависть.
По тем временам это было явное отступление, отход
от складывающейся литературной традиции. Между
тем «Донские рассказы», вышедшие как бы тремя
выпусками – «Донские рассказы» (1926 г.),
«Лазоревая степь» (1926 г.), «О Колчаке, крапиве и
прочем» (1927 г.), сам Шолохов, словно подчёркивая их
самостоятельное значение, выступил в 1931 году в
итоговой книге «Лазоревая степь. Донские
рассказы» (1923-1925 г.г.). Первым из произведений
цикла был опубликован рассказ «Родинка». (В ходе
анализа текста обращать внимание учащихся на
художественные средства и их значение для
конкретного эпизода).
IV. Беседа по тексту рассказа
– Сколько главных героев в рассказе? (Николка
Кошевой и атаман)
– Что мы узнаём об этих героях? (Николка –
стр.25: «Кошевой Николай. Командир эскадрона.
Землероб. Член РКСМ.»; атаман – стр. 30: Плен
германский, потом Врангель, лагерь, турецкая
филюга и – банда).
– Но это сухие анкеты, никаких психологических
полутонов, поверхностная характеристика. Если бы
сущность «Донских рассказов» исчерпывалась
только подобными примерами «красной» или
«белой» идеи, то все они были бы сжаты до простой
иллюстрации жестокой классовой борьбы. И
трагического финала бы не было, потому что они
одного рода, но не одного класса. Здесь
переплетаются две сюжетные линии: внешняя и
внутренняя.
– Что общее в душевном состоянии атамана и
Николки? Жизнь выбилась из привычной нормы. Об
этом свидетельствуют портреты и авторские
характеристики героев. В портрете Николки
Шолохов подчёркивает противоречие между его
юным возрастом и тем суровым жизненном опытом,
который дала ему Гражданская война /стр. 26, 1и2 абз.
( Со слов «Плечистый Николка…» до слов « не хуже
любого старого командира»)/. У атамана
«зачерствела душа» /стр.30/. Это же очерствение
души, одичание подчёркивается и сравнение
атамана с волком /стр. 28 («Со слов «…ведёт
атаман банду…»)
– Что является отправной точкой внутреннего
сюжета? (Воспоминания Николки об отце, о родном
доме (гл. 1))
– К чему рвётся душа Николки ? (К идеальному,
вечному, к светлому воспоминанию о доме, о семье)
– А куда спешит атаман? (Не столько банду вёл,
мстил советской власти, сколько рвался к родному
дому, к сыну.)
– Почему «родинка» – это счастье»? (Родинка,
род, родня, родство, родина, народ) Что
объединяет эти понятия?
– Найдите в тексте описание дома, в котором
квартирует Николка? (Начало 2 главы. Обрыв души,
жизни. Николка словно идёт по краю жизни.)
– А о чём он мечтает? (Немало повоевавший он так
и не стал «человеком войны», так и не смог
привыкнуть к потокам крови. Отвернулся, когда
проходил мимо окровавленного лошадиного трупа.)
– Какое значение имеет пейзаж 3 главы в раскрытии
душевного состояния атамана?( Пейзаж мы видим
глазами бывшего землепашца, ставшего атаманом
банды)
– Что ещё подтверждает, что Гражданская война
разрушает не только жизнь человека, но и
природу?(стр.27 «… на траву, заплаканную, седую от
росы».)
– Когда на страницах рассказа появляется волк? (1
– сравнение с атаманом; 2 – волк –активная часть
природы. Он то подчёркивает озверение жизни: «за
перелеском кто-то взвыл по-звериному», то
заставляет героев оглянуться на себя, увидеть
себя частью живущей природы. На последних
страницах рассказа, в эпизоде схватки
красноармейского отряда с бандой, появляется
настоящий волк. Но мудрый зверь, услышавший звук
выстрелов, уходит в лог, в заросли, спешит
укрыться от жестокости людей.)
– Но не только бандиты озверели. Как выглядит во
время боя Николка? (Лицо злобой перекошено)
– В чём состоит самый важный конфликт? (Конфликт
между красными и белыми уступает место другому,
более важному – между веками складывавшимися
нормами человеческой жизни и бесчеловечностью
братоубийственной войны.)
– В чём драматизм ситуации, лежащей в основе
сюжета? (Убийство врага, оправданное ситуацией
войны, осознаётся героем как детоубийство, грех,
которому нет оправдания, который можно искупить
только смертью. Христианское раскаяние
оказывается сильнее классовой ненависти.)
V. Выразительное чтение эпизода
убийства сына.
– А какое первое предложение в 4 главе? («Зарёю
стукнули первые заморозки»)
– Что предшествует гибели Николки? («За
перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся.
Солнце закрылось тучей…упали …тени…»)
– В рассказе много эпитетов, метафор, сравнений,
с которыми мы с вами встретились при знакомстве с
текстом. С какой целью автор употребляет столько
художественных средств?
Драматический раскол казачьей семьи становится
основой сюжета многих рассказов цикла. Но если в
«Родинке» детоубийство происходит как
трагическая случайность, то в «Продкомиссаре»
аналогичный поступок – сознательный выбор
героя.
VI. Беседа по тексту рассказа
– Кто сходится в непримиримой схватке в
рассказе? (Отец и сын)
– Что мы узнаём об отце и сыне?
– Чьи жизненные позиции сталкиваются в рассказе?
(Позиция представителей новой власти –
областного продкомиссара, председателя
ревтрибунала – абсолютно непримирима, потому
что они чужие для казаков, как и казаки для них.
Позиция Бодягина-старшего и его односельчан
более основательна, так как они отстаивают
нажитое своим трудом добро и продразвёрстка для
них просто грабёж. Наиболее сложная позиция
Бодягина-младшего. Выполняя свой революционный
долг, который велит ему расстрелять отца, он не
может до конца преодолеть узы кровного родства и,
подчиняясь долгу, всё же ощущает
предосудительность сделанного им выбора, потому
и говорит: «Не серчай, батя…» Однако эта фраза
говорит о том, что он воспринимает свой поступок
как простительный.)
– Так ли смотрит на это автор? Где мы можем это
увидеть? (Иначе смотрит на это автор.
Вероятно,поэтому рассказ не замыкается на
сюжете, посвящённом взаимоотношениям отца и
сына, а имеет двухчастную композицию: вслед за
эпизодом отцеубийства идёт эпизод спасения
ребёнка.)
– Почему Бодягин-младший спасает ребёнка? (В
судьбе мальчишки он увидел отражение
собственной судьбы («Я – сирота…по миру хожу
«), но истинными мотивами поступка становятся
жажда искупительной жертвы, проснувшееся в герое
чувство родства, что-то вроде отцовского
чувства.)
– Можно ли спасением ребёнка оправдать
жестокость? (Нет. Жестокость Бодягина
остаётся жестокостью, как и жестокость его
врагов, о чём свидетельствует финал рассказа.)
– Какова авторская позиция по отношению к
Гражданской войне?
– Зачем Шолохов «убивает» своих героев в финале?
– О чём бы вы спросили у Шолохова?
VII. Рассказы Шолохова критика поначалу
оценила положительно. Но уже к концу 20-х годов
отношение критики резко меняется – тон и
характер рецензий становятся всё более
придирчивыми, жёсткими. Под прицельный огонь
попали и тематика рассказов, и творческий
метод, и идейная позиция автора. Шолохова
обвиняли в «натурализме», «схематичности» и в
отклонении от пролетарской литературы, а сверх
того – объявили «колеблющимся середняком» и
«мелкобуржуазным гуманистом.
Ученики зачитывают отрывки из критики
«Донских рассказов».
VIII. Вывод по уроку
Гражданская война для Шолохова –
катастрофа, в которой рушатся человеческие
связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не
может быть победителей. Родинка – это не только
примета, по которой узнаёт атаман убитого им
сына, это и знак былого единства, родства людей,
ставших непримиримыми врагами. Род, родня,
родство, родина, народ – всё это оказалось
расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где
выход? Однозначного ответа не было, да и быть не
могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на
инстинкт самосохранения народа, на
созидательное начало как главный признак
здоровья нации.
IX. Оценки за урок
X. Домашнее задание
Литература:
1. Шолохов М.А. Донские рассказы. – М.:
Дет.лит., 2000
2. Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. М.А.Нянковский.
– М.: Дрофа, 2001
3. Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца //
Литература в школе. 1993. №4
Источник
Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.
Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.
Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.
А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.
И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.
Анализ 2
Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».
Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.
Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца – крупная с голубиное яйцо.
Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.
Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману – с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.
Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.
Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.
В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни – это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.
Анализ произведения Родинка
Несколько интересных сочинений
- Сочинение описание картины Над вечным покоем Левитана
В далеком 1894 была создана картина «Над вечным покоем», И. Левитана. Она одна из известных и вдумчивых его полотен, и отличается от других картин своим упором на чувства и размышления человека.
- Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы
- Сочинение Как происходит становление характера человека?
Трудность с развитием характера заключается в отсутствии точной гарантии в его формировании. Не существует какого-то точного рецепта для того чтобы окончательно сформировать характер или для того
- Сочинение на тему Чем отличается мечта от цели? (11 класс)
Правда ли, что цель и мечта – это одно и то же? «Да» – смело заявят одни. «Абсолютно нет» – помотают головой другие.
- Образ и характеристика Симеона в рассказе Яма Куприна сочинение
Симеон — второстепенный персонаж произведения Куприна «Яма». Симеон, без сомнения, является отрицательным персонажем, ведь ему свойственны жестокость, лицемерие и циничность.
Источник
Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Братоубийственная война как трагедия
Цель: – выявление шолоховской концепции гражданской войны;
– остроты социальных и человеческих конфликтов;
– формирование нравственных ценностей.
Слово учителя. Презентация РР. Слайд 1.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
Актуализация знаний учащихся.
– Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
– Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
Определение целей урока.
Наша задача – на примере рассказов М. Шолохова осознать и прочувствовать смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушений традиций и христианских заповедей;
выявить шолоховскую концепцию (систему взглядов) гражданской войны.
Слово о Шолохове и его ранних произведениях.
Слайд 2. М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная деятельность были связаны с донским краем. Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
Биографию Шолохова можно назвать легендарной, как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Мать его из крестьянской семьи. Отец служил приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Слайд 3. С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии. Идёт страшная война на Донской земле. Слайд. С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую линию… шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… гонялся за бандитами, властвовашими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами», – писал он в автобиографии.
Слайд 4. В декабре 1923 Шолохов возвращается на Дон, женится на казачке и, живя в станице, на несколько лет погружается в казацкий быт, в воспоминания участников Гражданской войны, в изучение документов этого времени. То, что видел и в чём участвовал, он опишет позднее в своих «Донских рассказах».
Главная тема рассказов – классовая борьба на Дону: кровавые события, происходившие с людьми в минувшие годы. Это события чудовищной жестокости, даже по отношению к близким и родственнкам.
Слайд 5. «Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, реальность новой жизни. Шолохов служит статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно в ступив в продотряд, становится продкомиссаром.
Слайд 6. «Приходилось бывать в разных переплётах», – напишет он позже в автобиографии. Он вспомнит себя на допросе, который вёл сам Нестор Махно. Атаман, отпуская подростка, пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов. Из 20 рассказов, включённых писателем в донской цикл, в 10-ти герой погибает, в 5-ти подвергается пыткам или ранен, в 4-х должен убить близких. Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех произведений Шолохова характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Итак, мы обратимся к «Донским рассказам» М. Шолохова.
Выявление читательского восприятия.
– Какие рассказы произвели наиболее сильное впечатление?
– Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах»?
Семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
– Где происходит действие в рассказах М. Шолохова?
В южных областях России, на Дону.
6. Комментарий учителя.
Дон-батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять себя к России. Казаки – это особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества – жизнь всей России.
В начале XX века большую часть казачества, проживающего на Дону, составляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточённые формы. Именно такой, кровавой и ожесточённой показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах».
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Пересказ сюжета.
– В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
– О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Слайд 7.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
– Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
– Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
– Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
– Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
Слайд 8. Чтение эпизода.
– Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
– В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
– Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Анализ рассказа «Шибалково семя»
– Как изображены в рассказе красные казаки?
Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», – говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» – говорят казаки о едва родившемся ребёнке.
– Что можно сказать о Якове Шибалке?
Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.
Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».
Слайд 9.
– Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?
«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.
Слайд 10.
– В чём причины внутренней раздвоенности героя?
Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.
– Какой выбор делает герой?
Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.
– Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?
Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).
– Каково авторское объяснение?
Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.
Анализ рассказа «Чужая кровь»
– Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?
Конь
Седло и уздечка дедовская с серебряным набором
Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»
«…должон и ты! (как деды и прадеды)
Как положено, сын берёт горсть родной земли.
Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.
– Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».
Слайд 11
– Чем живут старики?
Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.
Тоска смертная сушит душу.
Слайд 12.
– Что происходит в кульминации рассказа?
– Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?
Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди». «Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»
Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.
Слайд 13.
– Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?
Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Чтец.
Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне –
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку-невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зелёный
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.
Источник