Мозоль на лапе у медведя

Учет численности бурого медведя в силу особенностей его биологии ограничен бесснежным периодом. Медведь не массовый вид, а потому при количественной оценке его популяции желательно знать не только общее число особей, обитающих на определенной площади, но и их половозрастной состав. Умение различать отдельные особи в том или ином районе может быть достигнуто только при тщательном изучении всех следов жизнедеятельности, характерных для вида в целом.

Для идентификации медведей по отпечаткам лап требуется знание особенностей строения нижней поверхности их кисти и ступни. На нижних ступательных поверхностях лап медведя расположены своеобразные мозолистые образования, не покрытые волосом. На передней лапе у зверя пять пальцевых мозолей или подушечек и большая поперечная, так называемая пальмарная (от palmar ладонный), мозоль. Несколько отступя от нее, ближе к наружной стороне ступни, лежит еще одна небольшая запястная мозоль. Поверхность лапы между запястьем вправо на левой паре лап и влево на правой. Снашиваются когти сильнее с наружного края. У медведей горных областей, например Кавказа, когти более притуплнные, чем у зверей равнинной европейской тайги. Хотя медведя и считают стопоходящим животным, он при движении не всегда опирается на всю ступню. На следах его ступни отпечатываются то полностью, то частично, в зависимости от структуры субстрата и аллюра зверя. След медведя на ходу по мягкой, но не топкой почве, где его глубина не превышает 1,52 см, выглядит следующим образом: передняя лапа оставляет отпечатки пяти пальцев с когтями и полный отпечаток пальмарной мозоли; задняя лапа оставляет отпечаток также пяти пальцев с когтями, но плантарная мозоль отпечатывается не полностью, а лишь передней частью: задняя пяточная ее часть, оставаясь на весу, отпечатка не оставляет. Отпечатки пальцев и передних и задних лап образуют слегка дугообразную линию, причем следы трех средних пальцев, по сравнению с крайними, несколько выдвинуты вперед. При ходьбе медведь косолапит носки его лап направлены немного внутрь. При этом наружные края ступательных мозолей и крайние, 5-е пальцы несут основную нагрузку, а потому оставляют более глубокие отпечатки. Для сравнения укажу, что у человека при ходьбе носки ног, как правило, направлены несколько в стороны, основная нагрузка падает на первый палец, поэтому он более развит и оставляет более глубокий отпечаток. След передней лапы медведя от следа задней отличается по следующим признакам: 1) когти передней Лапы оставляют на почве отметины лишь своей концевой частью, и следы их всегда отстоят от отпечатков пальцев на 23 см или больше, когти же задних лап, как более короткие, оставляют следы вплотную к отпечаткам пальцев; 2) след пальмарной мозоли обычно имеет четкие границы, а отпечаток плантарной, в связи с тем, что пятка остается на весу, четкую границу имеет лишь в передней части. Ширина отпечатка пальмарной мозоли медведя является параметром, наименее зависящим от состояния субстрата или аллюра, и дает представление о размерах и возрасте зверя, оставившего след. Установлено, что у медвежат-сеголеток этот показатель колеблется от 5 до 7,5 см и к осени не превышает 8 см; у лончаков, медведей-годовиков, он равен 910,5 см. У взрослых ширина пальмарной мозоли обычно превышает 1 2 см, хотя можно встретить следы медведицы при медвежатах, у которой этот показатель равен 1111,5 см. У более взрослых медведей ширина этой мозоли 1417 см, причем у отдельных крупных самцов она может достигать 20 см и более. Молодые неполовозрелые самцы по ширине передней лапы неотличимы от взрослых самок.

Ждем ваших отзывов и комментариев, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте!

На нашем сайте:

Источник

Следы медведя

В местах своего обитания медведь оставляет массу разнообразных следов. Этому способствует большой размер и вес зверя. На мягкой почве, особенно на лесных дорогах после дождя, на илистых или песчаных берегах водоемов глубокие отпечатки когтистых пятипалых лап этого хищника заметить легко. Медведь относится к стопоходящим животным. На передней лапе, кроме пяти пальцевых мозолей или, как принято называть, подушечек, имеется большая поперечная, так называемая пальмарная, мозоль, которая оставляет глубокий и четкий отпечаток на мягкой почве. Кроме того, позади поперечной мозоли, ближе к наружной стороне ступни, есть небольшая округлая мозоль, которая редко оставляет след.

На ступне задней лапы также пять пальцевых подушечек и одна продолговатая, плантарная, мозоль расположенная не поперек, а вдоль стопы. Отпечаток задней лапы напоминает след босой ноги человека, но с широкой стопой (у человека тоже бывает «медвежья стопа»— плоскостопие) и узкой пяткой. Когда медведь идет медленно или стоит, отпечаток оставляет вся ступня; если зверь идет быстро или бежит, пятка остается на весу и не оставляет отпечатка даже на мягком грунте! Когти у медведя очень большие, причем на передних лапах они в 1,5—2 раза длиннее, чем на задних, и достигают 8—10 см по изгибу. Различия в размерах медведей хорошо заметны по отпечаткам их лап. Если промерять ширину отпечатка передней лапы, то по следам можно установить, сколько зверей держится на определенном участке. Так, у медвежат-сеголеток ширина отпечатка передней лапы 5— 6,5 см, у перезимовавших лончаков, полуторалеток, 8 — 10, а у половозрелой медведицы 11 — 12 см.
У более взрослых матерых зверей ширина отпечатка передней лапы 14—17 см, причем у самцов лапа, как правило, крупнее, чем у самок. Отдельные крупные самцы оставляют отпечатки еще больших размеров — шириной в 20 см и более. Медведя не зря называют косолапым: при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу. Из-за такой походки отпечаток крайнего пальца, «мизинца», всегда глубже, чем отпечаток внутреннего, «большого». Если зверь шел медленно, отпечатки его передних и задних лап стоят рядом, если быстро, задние лапы перекрывают отпечатки передних. По следам можно узнать много интересного о скрытной жизни медведя.
В лесах с хорошо развитым травянистым покровом опытный охотник может идти по следу медведя, ориентируясь по примятой растительности. В связи со значительным весом зверь не только приминает траву, но и раздавливает листья и стебли отдельных растений, которые, подсыхая, меняют цвет.

Читайте также:  полоски защищающие пятки от мозолей

Поэтому его путь становится особенно заметным. Если медведь прошел по одному и тому же месту дважды, появляется довольно хорошо заметная тропа, которая сохраняется длительное время. По степени подсыхания и распрямления примятых растений можно определить, как давно прошел зверь.
В июне-июле, когда медведи часто посещают лесные луговины, поймы рек и другие открытые места с обильной растительностью, их следы легко наблюдать ранним утром, пока еще не просохла роса. Кормовые наброды в это время резко выделяются изумрудными дорожками на фоне серебряной от росы травы. В заповедниках ежегодно проводятся учеты медведей по их кормовым набродам по росе.
Медведь оставляет особенно много следов своей кормовой деятельности. Это и раскопанные муравейники, разбросанные обрывки сотов земляных ос, перевернутые и разбитые гниющие колодины, вскрытые норы полевок, бурундуков, нередко и ондатр, заломанные кустарники и деревья. Особенно заметны эти следы на лесных луговинах, в долинах рек и ручьев, где в начале лета хищник питается крупнотравьем. Крупные, полые внутри стебли зонтичных растений, размочаленные на месте скуса, сразу привлекают внимание.
В середине лета важным кормом для медведя служат листья осины. Чтобы добраться до нежной верхушки молодой осинки, хищник поднимается на задние лапы, передними обхватывает ствол дерева, тянет его на себя и нередко ломает. Излом обычно бывает низко, в полуметре или метре от земли. На коре такой осины остаются следы его крупных когтей.

Если дерево оказывается крепким, медведь сгибает его, упираясь в ствол одной из задних лап. Таким образом зверю удается согнуть или заломать осинки до 8—10 см толщиной и 12—14 м высотой. Объедая листья, зверь скусывает лишь листовую пластинку, оставляя черешок на ветке. Листья молодых осин поедает и лось. Он тоже нагибает деревца, иногда пропуская ствол между ног, и объедает листья. В отличие от медведя лось не только объедает лист вместе с черешком, но скусывает и концы нежных молодых веток осины. Следы медведя на овсяном поле, куда он выходит кормиться в сумерки, очень заметны. Это целые дорожки, а иногда и площадки, на которых все растения притоптаны. Обычно говорят, что медведь не столько съедает овса, сколько вытаптывает.
Зверь поедает примерно 65—85% зерен с тех растений, которые притаптывает, а остальное зерно остается на замятых метелках. Обычно медведь начинает кормиться на краю поля и передвигается очень медленно. Когда совсем стемнеет, бывает слышно, как зверь сдергивает или, как говорят охотники, «осморгивает» захваченные метелки овса. Вслед за этим раздаются два-три чавкающих звука и все повторяется сначала.
Одним из самых явных признаков пребывания медведя в тех или иных угодьях являются характерные кучки его помета. По форме, цвету и консистенции медвежьи фекалии исключительно разнообразны, что зависит от состава кормов, которыми в данный период зверь питается. По размерам их можно сравнить лишь с пометом крупного скота. Однако у домашних растительноядных животных (коров, лошадей, свиней) переваривание растительной пищи происходит значительно полнее, чем у хищного зверя. В помете медведя всегда заметны частички непереваренных растений — семена ягод, оболочки зерен, зеленые части листьев, стеблей трав, а среди этих остатков частички животных кормов — хитин, чешуя, перья, шерсть и пр. Если медведь найдет падаль или добудет крупное животное, он временно переходит на мясную пищу. В этом случае его фекалии приобретают черный цвет и изобилуют осколками крупных костей и шерстью.
Зимой следы медведя встречаются редко, так как в берлогу хищник залегает обычно до выпадения снега. Если зверя подняли с берлоги среди зимы, он превращается в бродягу или, как говорят в народе, в шатуна. Шатун — зверь опасный. Он голоден, раздражен; в поисках корма, привлеченный запахом пищи, приближается к жилью человека, делает попытки добыть лося.

Источник: 4х4.tomsk.ru Следы и повадки зверей.

ИЖ 27М, ИЖ-81, Вепрь 308У, УАЗ 31514.
Когда не знаешь, что делать-делай шаг вперед.

Источник

bredmen 12-05-2013 19:49

Господа/товарищи, взываю к вашему опыту и наблюдательности!
Требуется собрать примерную информацию о размерах особей медведей, как правило после добычи измеряются такие параметры как: ширина мозоли, длина шкуры, с весом и возрастом животного сложнее, так как возраст определит не каждый, да и массу никто не взвешивает, тока на глазок.
Но тут как говориться чем богаты, тому и рады.
В итоге хочется получить примерное соотношение ширины мозоли/длины шкуры/массы тела, конечно для самцов и самок отдельно.
У кого остались сведения поститесь здесь или пишите в личку, я потом обобщу и сводную таблицу выложу в тему, думаю пригодится, так как на практике ширину мозоли всегда замерить можно, а по ней и понять средние значения добытого животного.

Читайте также:  Удаление стержневой мозоли жидким азотом отзывы

onemen 12-05-2013 20:02

Для чего Вам это? Есть уже такие данные ,например в Мохнатом боге.

Petr…sh 12-05-2013 20:29

Пажетнов Валентин. “Медведь”, монография. Там все есть подробно. В табличном виде.

kiowa 13-05-2013 10:58

Ну, любые дополнительные сведения всегда к месту.
Единственно что – надо очень чётко объяснять как мерить. Потому что подавляющее большинство народу, в частности, пальмарную мозоль измеряет, изгибая рулетку. И добавляя к ширине минимум сантиметр, естественно. Зверь измеряется по туше, а не по шкуре, причём вместе с общей длиной меряется ещё обхват туловища за лопатками.

Это соотношение может помочь получить весьма приблизительное представление о массе.
Обычно никто кроме проф.зоологов такую большую вонючую и никчёмную скотину как медведь не взвешивает.

Petr…sh 13-05-2013 11:00

такую большую вонючую и никчёмную скотину как медведь

улыбающийся смайлик….так оно и есть

bredmen 13-05-2013 16:13

quote:Originally posted by onemen:

Для чего Вам это? Есть уже такие данные ,например в Мохнатом боге.

Чисто из любопытства, так как каждый раз спорим сколько весит, какой возраст и кто когда добыл крупнее и приводят совершенно не конструктивные аргументы.

bredmen 13-05-2013 16:13

quote:Originally posted by Petr…sh:

Пажетнов Валентин. “Медведь”, монография. Там все есть подробно. В табличном виде.

Не знал, спасибо, обязательно посмотрю.

А ссылки у вас нет случайно или уже скачанного файла? Сейчас поискал в тырнете, так скачать можно только после регистрации и бабок просят или сайты заражены, в общем сходу не нашел.

onemen 13-05-2013 23:36

Если из любопытства,то лучше всего весы и взвешивать при коллективе. Был такой же интерес по волкам,прошло после одного сезона взвешиваний.

Egor Irkutsk 14-05-2013 03:41

quote:Обычно никто кроме проф.зоологов такую большую вонючую и никчёмную скотину как медведь не взвешивает.

Бывают фанаты взвешивания и среди рядовых.

https://www.youtube.com/watch?v=xLAgxD8sGlM

Petr…sh 14-05-2013 10:35

Я постараюсь выполнить Вашу просьбу. Только вот думаю, что у Михаила это есть под рукой.

kiowa 14-05-2013 16:50

Самая нижняя таблица во втором, третьем и четвёртом столбцах – примерно соответствует реальности.

У меня нет под рукой своей книги “Бурый медведь крайнего северо-востока Сибири” и Данилова, Русакова, Туманова “Хищные звери северо-запада СССР” – там построены очень информативные графики зависимости ширины пальмарной мозоли от массы тела.

bredmen 14-05-2013 18:33

quote:Originally posted by kiowa:

Самая нижняя таблица во втором, третьем и четвёртом столбцах – примерно соответствует реальности.

Скажите а как вам предпоследняя таблица, стоит ей доверять?

kiowa 15-05-2013 12:09

quote:Originally posted by bredmen:

Скажите а как вам предпоследняя таблица, стоит ей доверять?

Это размеры тела уссурийских медведей? Да, она соответствует.

S-REF1 16-05-2013 04:02

Прошлой весной взял медведя с пальмарной мозолью 21 см.
Этой весной в том же распадке с лапой на 22 см .
В обоих случаях удалось подьехать на машине на 100-300 м .
вывезли все мясо на кости .перевесили в городе на весах .
Внутренности и кровь не взвешивали .Ориентировочно у первого кг 60 ,у второго кг 80
Я уже давно пришел к выводу ,что вес зверя соответствует весу задней или передней ляжки ( а они весят одинаково)без лапы, умноженной на 12-13 .
В этом убедился окончательно после взвешивания этих двух зверьков.
С лапой 21 см длина по туше 255 ,вес ляжек 29,5 кг * 12 (13)=354-383 кг живого веса . Усредненно 370 кг Череп 69,5 баллов
С лапой 22 см длина по туше 260 вес ляжек 35 кг * 12 (13)=420-450 кг живого веса . Усредненно 435 кг Череп пока не готов ,но поболее будет предыдущего.
Размер пальмарной мозоли не всегда помогает с определением веса .
Как-то ходили за одним с лапой 19 см . Ну думаем минимум 300 кг зверек. Взяли , оказался 4-5 летний молодой медведь весом кг 170-180 .Конечно года через три четыре он бы достиг веса за 300 кг .

kiowa 16-05-2013 08:29

Да, помогает не всегда. Есть большелапые “коротыши”, есть мелколапый крупняк. Но в целом температуру по больнице этот метод показывает. Кроме того, надо хорошо улавливать региональные особенности; а также сезон.
Я так думаю, не надо объяснять, что медведь с одинаковыми длиной тела и шириной пальмарной ладони в конце сентября будет весить на 30 процентов больше чем в июне?

S-REF1 16-05-2013 09:41

quote:Originally posted by kiowa:
Да, помогает не всегда. Есть большелапые “коротыши”, есть мелколапый крупняк. Но в целом температуру по больнице этот метод показывает. Кроме того, надо хорошо улавливать региональные особенности; а также сезон.
Я так думаю, не надо объяснять, что медведь с одинаковыми длиной тела и шириной пальмарной ладони в конце сентября будет весить на 30 процентов больше чем в июне?

Да , конечно, в среднем этот метод работает .

А по размеру и весу… И среди зверей есть свои Валуевы и Медведевы.

kiowa 25-06-2013 13:52

А я вот не поленился, привез из Магадана свою монографию))) Сейчас вставлю сканы.

kiowa 25-06-2013 14:06

Размещаю здесь только страницы. имеющие отношение к заданному вопросу.

kiowa 25-06-2013 14:25

Систематика и распространение, часть 2.

kiowa 25-06-2013 14:28

Читайте также:  Как удалить мозоль со стержнем на руке

Систематика, часть 3.

kiowa 25-06-2013 14:30

Систематика – часть 4.

kiowa 25-06-2013 14:33

Размеры и масса – часть 1.

kiowa 25-06-2013 14:34

Размеры и масса – часть 2.

Tvohotaves 25-06-2013 14:36

А каков практический смысл вопроса?

Правильно было замечено, что в зависимости от времени года и от кормовой базы даже в одном районе (по годам) вес одного и того же медведя может здорово отличаться.
То, что я видел (срезанный жир) – это, как минимум 25% от всей массы у некоторых особей в некоторые годы.
Михаил сказал про 30%.
Далее.
Правильно было сказано, что у конкретной особи просто переводить ширину мазоли на длину шкуры… Можно здорово ошибиться.
Даже возраст… Несколько лет следил из года в год за “знакомыми” медведями.
Думаю, что у молодого медведя ширина мазоли увеличивается около 2х см в год (про наши места).
Начиная же с 15-16 см прирост резко уменьшается. Чтобы добрать с 19 до 21 см надо уже три-четыре года. ИМХО.
Так что, просто смерив ширину мазоли, что то конкретное сказать о медведе вряд ли можно (часто будут очень большие погрешности).
На практике смотришь, как этот медведь “давит” на почву. Конечно, если место позволяет.

Поэтому у меня и возник вопрос. Какой все же практический смысл вкладывает топикастер?
Просто собрать данные для общего развития? Это одно.
А так медведи в разных местах очень отличаются друг от друга.
Да и в одном и том же месте по годам тоже (от кормовой базы в конкретный год зависит). ИМХО

kiowa 25-06-2013 14:37

Да какой бы ни вкладывал. Лично у меня есть инфа – я делюсь.

Tvohotaves 25-06-2013 14:59

Я писал, пока ты еще не выложил страницы.
Просто я сам себе задавал тот же вопрос, что и топикастер.
В конце концов так и не нашел, как применить это на практике (в охоте).
Даже в одной таблице медведи все же здорово отличаются по массе и шкуре с одной мазолью.
И выборка все же не очень большая.
Думаю, что такая информация (все измерения) может быть собрана только у ученых.
Простые охотники вряд ли будут все досконально измерять. А “на глаз” разбросы будут еще больше. ИМХО.
Да и замеры у охотников “у каждого свои”.
Поэтому про “практический” смысл и задал вопрос, т.к., наверное, нет догмы, что можно увидеть след и точно сказать какой медведь его оставил (лишь смерив мазоль). Да и медведи в разных местах, думаю, довольно здорово отличаются друг от друга. Как по набиранию массы, так и по росту, мазоли в зависимости от возраста.
Как то так.

bredmen 25-06-2013 16:55

quote:Originally posted by Tvohotaves:

А каков практический смысл вопроса?

Смысл был чисто практический – по размеру следа хотя бы приблизительно определить размеры медведя. Сейчас думаю, что труд этот не подъемный и правильно многие говорят что четкой линейности между размерами мозоли и массы или например длины шкуры нет.
kiowa, тебе отдельное спасибо, за информацию, хоть и не наши места, но интересно.

Tvohotaves 25-06-2013 17:32

На практике, конечно, размер мозоли имеет место быть в общем случае. Но…
Особенно если есть возможность сравнить относительно рядом несколько следов (или в короткий промежуток времени), позволяет местность (почва), погода (не совсем сухо), то, по мне, бОльше представление о массе и размере медведя дает продавливание почвы (или как сказать про лапу медведя).
Как и с копытными. Допустим, вроде, примерно два одинаковых следа кабана. Но один отпечатан на 1см, а другой там же проваливается по пальцы.
У медведя это, конечно, не так выражено, но, если внимательно присмотреться и посравнивать, то разница заметна.
А мозоль…
Я заметил, что в литературе очень мало упоминаний даже северных и восточных медведей с мозолями за 16см.
Что это? Не так замеряют, как мы? Или просто относительно не крупные мишки попадались?
К тому же вес медведей (из таблицы) с мозолью 15 см максимально доходит до 170кг.
Да и средний…
У нас я близко таких медведей не видел. Максимум дал бы медведю с такой мозолью кг 120-140 (уже очень много. Таких не видел, но допускаю, что в очень кормный год осенью могут быть). Втроем относительно легко закидываешь в машину (УАЗ, допустим).
Так что, думаю, все очень относительно. И здорово зависит от региона и даже района обитания.
Для себя обычным медведем считаю с мозолью 14-16 см (нижняя и верхняя граница среднего медведя у нас).
А очень хорошим (трофей для наших мест) – 18-21см.
Мозоль, вроде измеряю, не сгибая линейку. Но опять же. С учеными никогда не измерял. Чисто, как в лесу научили. Вроде, не преувеличиваю.
А сколько в них кг? Никогда не измерял.
БОльшего по весу медведя затаскивали лагами и лебедкой в АРГО (низкий кузовок) 5 мужиков. А след всего 17,5 см. Но начало зимы (глубокая осень). Жиру под шкурой – больше ладони.
АРГО ехал практически на задних колесах. Судя по тому, как везешь лося (там я мясо часто взвешивал) кг 350 там неубиенных было. А думаю, что и больше.
Как то так.

VitMan66 25-06-2013 17:45

.

Источник