Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки
А25.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
1. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.
Правило.
Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:
Ловушка!
Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.
[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).
Его легко можно восстановить из контекста:
В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).
Это предложение соответствует схеме: [ ], ( ) И/ИЛИ ( ).
1. Запятая на стыке двух союзов.
Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:
– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.
Правило.
,что если… , то ,что когда… , то ,что хотя… , то ,и когда… , то ,и если… , то ,но если… , то ,но так как… , то | стык союзов → то/ так / но → , стык союзов → то/ так / но → запятой нет Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине. Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне. |
Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.
3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).
4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).
5. Проставить знаки препинания.
https://5-ege.ru/znaki-v-slozhnopodchinennom/
Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 2, 4
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).
Таким образом, получаем:
Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала | 2 главных |
несмотря на что? о чем? хотя вспомнить все было трудно как было дело | 2 неоднородных придаточных |
По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.
НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит,
[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).
Правильный – вариант ответа №2.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4
Ответы: 1, 2, 2.
Рекомендуем:
Источник
ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
Свидетельство
о создании электронного портфолио
Секретный
подарок
Грамота за
информатизацию образования
Рецензия
на любой материал бесплатно
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
Знаки препинания в
Знаки препинания в
сложном предложении с
сложном предложении с
союзной и бессоюзной
союзной и бессоюзной
связью. Пунктуация на
связью. Пунктуация на
стыке союзов.
стыке союзов.
Задание 20
Задание 20
Формулировка задания
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
После того как прозвучал третий звонок
(1) занавес дрогнул и медленно пополз
вверх (2) и (3) как только публика увидела
своего любимца (4) стены театра
буквально задрожали от рукоплесканий и
восторженных криков.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Что следует знать
Что следует знать
Знаки препинания в сложном
Знаки препинания в сложном
предложении с союзной и
предложении с союзной и
бессоюзной связью
бессоюзной связью
Сложное предложение с
Сложное предложение с
разными видами связи
разными видами связи
Пунктуация на стыке союзов
Пунктуация на стыке союзов
Пунктуация на стыке союзов
Пунктуация на стыке союзов
Стык союзов –
Стык союзов – это пространство в
это пространство в
предложении между двумя союзами
предложении между двумя союзами
(двумя подчинительными союзами
(двумя подчинительными союзами
или между сочинительным и
или между сочинительным и
подчинительным союзом).
подчинительным союзом).
Д.С. Лихачёв писал,
что, если у вас
у вас
Пунктуация на стыке союзов
Пунктуация на стыке союзов
Запятая ставится
ставится на стыке двух
союзов, если у второго союза нет нет
ТО, НО:
продолжения в виде слов ТО, НО:
Д.С. Лихачёв писал, что, если
будет уважительное отношение к
будет уважительное отношение к
другим и немного находчивости,
другим и немного находчивости,
придёт память на правила хорошего
придёт память на правила хорошего
поведения, желание и умение их
поведения, желание и умение их
применить.
применить.
Пунктуация на стыке союзов
Пунктуация на стыке союзов
Запятая не ставится на стыке двух
союзов, если у второго союза есть
продолжение в виде слов ТО, НО:
Д.С. Лихачёв писал,
Д.С. Лихачёв писал, что если
будет уважительное отношение к
будет уважительное отношение к
другим и немного находчивости, тото
другим и немного находчивости,
придёт память на правила хорошего
придёт память на правила хорошего
поведения, желание и умение их
поведения, желание и умение их
применить.
применить.
что если у вас
у вас
Пунктуация перед союзом И в сложном
Пунктуация перед союзом И в сложном
предложении
предложении
Молодой писатель внимательно
приглядывался к окружающим людям (1) и (2)
если подмечал чтонибудь интересное (3)
записывал свои наблюдения (4) чтобы затем
использовать их в своих книгах.
В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2)
когда подали десерт (3) девочка капризно
сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.
Алгоритм выполнения задания
Алгоритм выполнения задания
Обозначьте в предложении грамматические основы
Определите границы простых предложений в составе
сложной синтаксической конструкции
Посмотрите, как эти предложения связаны между собой
Выясните, присутствует ли в предложении союз И,
определите, что он соединяет:
если однородные члены, то запятая не ставится
если простые предложения, то запятая ставится
Установите, есть ли в сложной синтаксической
конструкции стык союзов и определите, имеется ли при
втором союзе продолжение ТО, НО:
если нет продолжения, то запятая ставится
если есть продолжение, то запятая не ставится
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
В сказках часто повествуется о том (1)
как, не слезая с тёплой печи,
путешествует неунывающий герой (2) и
(3) если говорить о владимирских печах
(4) то сказочники были недалеки от
истины.
Ответ: 1, 2, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Курину неожиданно вспомнились отчаянные
глаза и задорные веснушки девчушки
инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед
ним сейчас была скучная серая дорога (3) и
предстояло пройти ещё несколько километров
под палящим солнцем (4) ему вдруг стало
весело.
Ответ: 1, 2, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Молодые люди скоро дошли до
размышлений (1) что им непременно надо
пожениться (2) но (3) так как родители Марьи
Гавриловны запретили дочери и думать о
свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать
это без родительского благословения.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Беликов носил тёмные очки, уши закладывал
ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3)
приказывал поднимать верх (4) дабы никто не
смог вторгнуться в его тесный маленький
мирок.
Ответ: 2, 3, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Трудно было угадать (1) какой выдастся
день (2) и альпинисты долго не могли
решить (3) когда начать восхождение.
Ответ: 1, 2, 3
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и
(2) когда солнце взошло (3) и городские
стены остались за кормою последнего
струга (4) громкая песня разлилась над
простором Волги.
Ответ: 1, 2, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
С Матвеем случилось небольшое
происшествие (1) о котором он помнил
всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог
считать себя виноватым (4) его совесть
была неспокойна.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
На пятнадцатой версте лопнула задняя
шина (1) и (2) пока он чинил её на краю
канавы (3) над полями звенели
жаворонки (4) будто беспокоились за
него.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
На первых порах отец был очень озабочен
своим вступлением в должность полного
хозяина (1) чего непременно требовала
бабушка (2) и (3) что он сам считал своей
обязанностью (4) так как это определялось
семейными традициями.
Ответ: 1, 4
Задания для коллективной работы
Расставьте знаки препинания: укажите все
цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Александр продолжал посещать
университетские лекции (1) и (2) хотя он был
весьма ограничен в средствах (3) ему всётаки
удавалось покупать книги (4) потому что в
последние годы он уже привык экономить
даже на самом необходимом.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Задания для самостоятельной
работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4, 5
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
13. – 1, 2, 5
14. – 1, 2, 3, 4
15. – 1, 2, 3, 4
16. – 1, 2, 3
17. – 1, 3, 4, 5
18. – 1, 2, 3
19. – 1, 2, 4
20. – 1, 2, 4
21. – 1, 3, 4
22. – 1, 2, 3, 4
23. – 1, 2, 3, 4
24. – 1, 2, 3, 4
25. – 1, 2, 3
26. – 1, 2, 3, 4
27. – 1, 2, 4
28. – 1, 2, 3, 4
29. – 3, 4, 5
30. – 1, 2
31. – 1, 2, 3, 4
32. – 1, 2, 3, 4
33. – 1, 2, 3, 4
34. – 1, 2, 3, 4
35. – 1, 3, 4
36. – 1, 2, 3, 4
37. – 1, 2, 3, 4
38. – 1, 3, 4
39. 1, 3, 4
Ответы
Ответы
40. – 1, 2, 4
41. – 1, 2, 3, 4
42. – 1, 2, 4
43. – 1, 2, 3, 4
44. – 1, 3, 4
45. – 1, 3, 4
46. – 1, 2, 3, 4
47. – 1, 2, 3
Источник
А 26
Вариант № 49.
Объясните постановки знаков препинания или их отсутствия в предложении.
В сказках часто повествуется о том, (перед как ставиться запятая) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой, (конец прич оборота) и, (однордное соподчинение) если говорить о владимирских печах,(перед то ставиться запятая) то сказочники были недалеки от истины. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (общий второстепенный член) и (общий второстепенный член) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога,(однородное соподчинение) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (=и) ему вдруг стало весело. Молодые люди скоро дошли до размышлений,(перед союзом что ставится запятая) что им непременно надо пожениться, (перед но ставиться запятая) но, (=два союза (но, так как)вместе быть не могут) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром,(однородное соподчинение) придётся сделать это без родительского благословения. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (нет условий) и,(перед когда ставится запятая) когда садился на извозчика,(конец вставной конструкции) приказывал поднимать верх,(дабы=,) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Трудно было угадать (нет условий) какой выдастся день,(однородное соподчинение) и альпинисты долго не могли решить, (перед когда ставится,) когда начать восхождение. Резвый ветер с моря надул паруса, (ССП ставиться запятая) и, (два союза (и, когда) не могут быть вместе) когда солнце взошло (когда солнце взошло ;когда гродские стены остались) и городские стены остались за кормою последнего струга,(ССП) громкая песня разлилась над простором Волги. С Матвеем случилось небольшое происшествие,(однородное соподчинение) о котором он помнил всю свою жизнь, (однородное соподчинение) и (= хотя) хотя он не мог считать себя виноватым, (=но…) его совесть была неспокойна. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина, (СПП) и, (= два союза (и, пока)не могут быть всесте) пока он чинил её на краю канавы, (однородное соподчинение) над полями звенели жаворонки,(=будто) будто беспокоились за него. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, (однородное соподчинение) чего непременно требовала бабушка,(однородное соподчинение) и (перед что ставится,) что он сам считал своей обязанностью (=и) так как это определялось семейными традициями. Александр продолжал посещать университетские лекции (общий второстепенный член) и,(два союза вместе стоят не могут) хотя он был весьма ограничен в средствах,(=все-таки) ему всё-таки удавалось покупать книги, (перед потому что ставиться,) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль,(=точно) точно хотел,(=чтобы)чтобы огонь истребил чужеземцев,(прич об) забравшихся в русскую святыню. Наполеон попробовал выйти на балкон,(перед но ставится,) но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились,(=несмотря на)несмотря на то,(=что) что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). А взглянешь на бледно-зеленое,(прич об) усыпанное звездами небо,(конец прич об) на котором ни облачка,(ни..,ни) ни пятна, (=ты поймешь)и поймешь, почему теплый воздух недвижим(почуму..,почуму) ,почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). Если он не хотел,(=чтобы) чтобы подстригали деревья,(два раза слово древья=запятая) деревья оставались нетронутыми,(последовательное действие) если он просил простить или наградить кого-либо,(=то) заинтересованное лицо знало,(перед что) что так и будет:(будет что? а именно…) он мог ездить на любой лошади,(однородные члены) брать в замок любую собаку,(днородные члены) рыться в библиотеке,(однородные члены) бегать босиком и есть,(перед что) что ему вздумается (Грин). Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее,(от главной к придпточной) и когда явился,(перед то) то уже все сидели за столом. Он пробыл недолго в Марселе;(=но) но когда он рассказывал о марсельской жизни,(сложное предложение) это не было впечатлениями туриста. Когда раздали палатки,(сложное предложение) наши офицеры поместились вместе,(противопоставление с союзом а) а так как офицерские палатки были просторны,(перед то) то капитан решил поселить с собою и меня.
Источник
Задание № 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике». |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни И. Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой Ильинской. |
6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых. | |
7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий. | |
8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. | |
9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения. |
Задание № 2
Обман привёл к тому, что он оказался в чересчур ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ положении.
Никите, обладающему удивительными вокальными способностями, окружающие ПРОЧИЛИ карьеру оперного певца.
Это событие СТРЯХНУЛО всю округу.
Послеобеденный сон позволил мне ВОСПОЛНИТЬ недостаток сил.
Наша гостиница в Праге была очень КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ.
Задание № 3 Расставьте знаки препинания.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Задание № 4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подруга (1) возраста златого (2)
Подруга (3) красных детских лет (4)
Тебя (5) ли вижу (6) взоров свет (7)
Друг (8) сердца (9)милая (10) Сушкова?
Везде со мною образ твой,
Везде со мною призрак милый:
Во тьме полуночи унылой,
В часы денницы золотой.
То на конце аллеи темной
Вечерней, тихою порой,
Одну, в задумчивости томной,
Тебя я вижу пред собой…
(А.С. Пушкин)
Задание № 5. Расставьте знаки препинания
1.В сказках часто повествуется о том как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой и если говорить о владимирских печах то сказочники были недалеки от истины.
2.Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора и несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем ему вдруг стало весело.
3.Молодые люди скоро дошли до размышлений что им непременно надо пожениться но так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром придётся сделать это без родительского благословения.
4. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос начал петь. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву.
Задание № 6.Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова и исправьте ошибку
1) несколько ожерелий 3) билеты без местов
2) более умный 4) с тремястами книгами 5) амперов 7) больной мозоль 8) гнездовий 9)бриджей 10)обоих птиц 11) смотрев вперед 12) девяностами тетрадей 13) слегка промокнул 14) скоро выздоровеет
Источник