Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки

Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки thumbnail

А25.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

1. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.

Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Ловушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [     ], (           ) И/ИЛИ (            ).

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

запятая на стыке двух союзов

Правило.

,что если… , то

,что когда… , то

,что хотя… , то

,и когда… , то

,и если… , то

,но если… , то

,но так как… , то

стык союзов → то/ так / но →  ,

стык союзов → то/ так / но →  запятой нет

Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.

Я утешал себя тем, что, если бы с Катей случилось несчастье, кто-нибудь непременно ответил мне.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2.  Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3.  Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

https://5-ege.ru/znaki-v-slozhnopodchinennom/

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).

Таким образом, получаем:

Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала2 главных
несмотря на что?                                                        о чем?

хотя вспомнить все было трудно                                    как было дело

2 неоднородных придаточных

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

Значит,

[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3              2) 2, 3              3) 3                 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4              2) 1, 2, 3, 4        3) 2, 3              4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4            2) 1, 2, 4              3) 1, 3              4) 2, 4

Ответы: 1, 2, 2.

Рекомендуем:

Источник

А 26

Вариант № 49.

Объясните постановки  знаков  препинания или их  отсутствия в предложении.

В сказках часто повествуется о том, (перед как ставиться запятая) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой, (конец прич оборота) и, (однордное соподчинение) если говорить о владимирских печах,(перед то ставиться запятая) то сказочники были недалеки от истины. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (общий второстепенный член) и (общий второстепенный член) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога,(однородное соподчинение) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (=и) ему вдруг стало весело. Молодые люди скоро дошли до размышлений,(перед союзом что ставится запятая) что им непременно надо поженить­ся, (перед но ставиться запятая) но, (=два союза (но, так как)вместе быть не могут) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром,(однородное соподчинение) придётся сделать это без родительского благословения. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (нет условий) и,(перед когда ставится запятая) когда садился на извозчика,(конец вставной конструкции) приказывал поднимать верх,(дабы=,) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. Трудно было угадать (нет условий) какой выдастся день,(однородное соподчинение) и альпинисты долго не могли ре­шить, (перед когда ставится,) когда начать восхождение. Резвый ветер с моря надул паруса, (ССП ставиться запятая) и, (два союза (и, когда) не могут быть вместе) когда солнце взошло (когда солнце взошло ;когда гродские стены остались) и городские сте­ны остались за кормою последнего струга,(ССП) громкая песня разлилась над простором Волги. С Матвеем случилось небольшое происшествие,(однородное соподчинение) о котором он помнил всю свою жизнь, (однородное соподчинение) и (=  хотя) хотя он не мог считать себя виноватым, (=но…) его совесть была неспокойна. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина, (СПП) и, (= два союза (и, пока)не могут быть всесте) пока он чинил её на краю ка­навы, (однородное соподчинение) над полями звенели жаворонки,(=будто) будто беспокоились за него. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, (однородное соподчинение) чего непременно требовала бабушка,(однородное соподчинение) и (перед что ставится,) что он сам считал своей обязан­ностью (=и) так как это определялось семейными традициями. Александр продолжал посещать университетские лекции (общий второстепенный член) и,(два союза вместе стоят не могут) хотя он был весь­ма ограничен в средствах,(=все-таки) ему всё-таки удавалось покупать книги, (перед потому что ставиться,) потому что в по­следние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. Ветер гнал волны огня прямо на Кремль,(=точно) точно хотел,(=чтобы)чтобы огонь истребил чужеземцев,(прич об) забравшихся в русскую святыню. Наполеон попробовал выйти на балкон,(перед но ставится,) но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились,(=несмотря на)несмотря на то,(=что) что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). А взглянешь на бледно-зеленое,(прич об) усыпанное звездами небо,(конец прич об) на котором ни облачка,(ни..,ни) ни пятна, (=ты поймешь)и поймешь, почему теплый воздух недвижим(почуму..,почуму) ,почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). Если он не хотел,(=чтобы) чтобы подстригали деревья,(два раза слово древья=запятая) деревья оставались нетронутыми,(последовательное действие) если он просил простить или наградить кого-либо,(=то) заинтересованное лицо знало,(перед что) что так и будет:(будет что? а именно…) он мог ездить на любой лошади,(однородные члены) брать в замок любую собаку,(днородные члены) рыться в библиотеке,(однородные члены) бегать босиком и есть,(перед что) что ему вздумается (Грин). Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее,(от главной к придпточной) и когда явился,(перед то) то уже все сидели за столом. Он пробыл недолго в Марселе;(=но) но когда он рассказывал о марсельской жизни,(сложное предложение) это не было впечатлениями туриста. Когда раздали палатки,(сложное предложение) наши офицеры поместились вместе,(противопоставление с союзом а) а так как офицерские палатки были просторны,(перед то) то капитан решил поселить с собою и меня.

Читайте также:  Маска отбеливающая от веснушек

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4

А26.

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

В задании А26 синтаксические нормы связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.

FПодсказка.Ответы на вопросы: что такое придаточное определительное и причастный оборот, – ты найдешь в заданиях А10, А20 и В6.

Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:

ü отвечают на один вопрос какой?

ü указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):

НЕЛЬЗЯ
заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

4) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

GЛовушка!

В некоторых вариантах союзное слово КОТОРЫЙ может быть употреблено без предлогов.

Читайте также:  Как на лице нарисовать веснушки на лице

5) если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождаламать-олениха.

6) если в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот, который нельзя опускать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь тосостояние, котороеиспытал, слушая её колоратуру.

4) если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь ( = Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

FПодсказка.Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

GЛовушка!

Иногда в задании А26 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

1) В каждом предложении находим союзное слово который.

2) Ищем вариант, где перед словом который стоит предлог, или в качестве союзных слов используется где, когда, куда, откуда, или в придаточном уже есть подлежащее.

ÑРазбор задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Дул ветерок, что был насыщен запахами полыни и пшеничной соломы, и раскачивал на меже высокие репейники.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который был покрыт высокой и густой травой, и быстро перебрались на противоположную сторону реки

Из всех вариантов подходит только вариант №1, так как перед словом который стоит предлог. Проверяем остальные варианты. Вариант №2 – ветерок, насыщенный… Вариант №3 – письмо, лежащее… Вариант №4 – на берег, покрытый… Во всех остальных придаточное определительное легко заменяется на причастный оборот.

Таким образом, правильный ответ – вариант №1.

? Потренируйся.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И.Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

Читайте также:  Можно ли загорать с веснушками на лице

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

А27.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

В ЕГЭ по русскому языку с 2009 года включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2521; Нарушение авторских прав?; Куприну неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Д.з. НА 22 ДЕК.:упр. 132 и вот этот материал РАЗОБРАТЬ!!!

A25
Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался], (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка).

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).

Это предложение соответствует схеме: [ ], ( ) И/ИЛИ ( ).

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

– когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

– при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3, 4
4) 2, 4

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело).

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

Значит,

[Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Правильный – вариант ответа??

Закрепляем. Тренируемся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4

Ответы: 1, 2, 2.

Источник: https://5-ege.ru/znaki-v-slozhnopodchinennom/

Источник