Какое из слов лишнее носок мозоль георгин помидор
МИНИСТЕРСТВО КРАСНОДАРСКОГО Государственное образования 350000 тел.259-84-01 E-mail:cdodd@ | Муниципальный 2012-2013 7-9 классы, ответы Председатель |
Эталонные
ответы
1. Как вы понимаете лингвистический
термин полисемия? Какими синонимами
его можно заменить? Приведите примеры,
демонстрирующие явление полисемии.
Какими способами обычно возникает
полисемия?
Ответ: Полисемия – наличие
у одного и того же слова (1) нескольких
связанных между собой значений (1), обычно
возникающих в результате видоизменения
и развития первоначального значения
этого слова (1). Синонимы – многозначность
(1), полисемантизм (1).
Способы возникновения полисемии:
метафоризация (1) (сходство формы (1),
внешнего вида (1), производимого впечатления
(1), местоположения (1), функций (1) и т.д.),
метонимизация (1) (смежность (1), соположение
(1), действие – результат – действие
(1), действие – инструмент – действие
(1), вместилище – вместимое (1), часть –
целое (1), материал – изделие (1) и др.).
Добавляется 0,5 балла за каждый пример
различных типов полисемии (не более
одного примера для каждого типа).
До 25 баллов
2. Первые знаки препинания упоминает
в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов.
Один из них Ломоносов называл
«единительным». Каково современное его
название? Как изменился его статус в
пунктуационной системе русского языка?
Назовите его основные функции.
Ответ: знак переноса (дефис) (3).
Сейчас дефис
–знак орфографический (2). Он
используется при написании сложных
слов (1), для переноса части слова с одной
строки на другую (1), при сокращенном
написании слов, например, г-н – господин
(1), для передачи на письме эмоционально
окрашенной речи, например, О-о-очень
хорошо! (1).
До 9 баллов
3. Что значит слово «днесь» в
приведенном отрывке из произведения
А.С. Пушкина?Какова частеречная
принадлежность этого слова? Каким членом
предложения оно является?
Певец бессмертный и маститый,
Тебя Эллада днесь зовет
На место тени знаменитой,
Пред коей Цербер днесь ревет.
(Ода его сият. гр. Дм. Ив.
Хвостову)
Ответ: сегодня (3). Наречие (1).
Обстоятельство времени (1).
До 5 баллов
4. Образуйте имена существительные
мужского и женского рода единственного
числа и имена существительные
множественного числа, называющие жителей
данных городов. Какими словарями при
этом вы могли бы воспользоваться?
Брянск, Курск, Одесса, Тула.
Ответ: Брянск –бря́нец
(ж – бря́нка, мн – бря́нцы) (3) или
брянча́нин (ж – брянча́нка, мн –
брянча́не) (1); Курск –
курянин (ж – курянка, мн – куряне) (3);
Одесса – одессит (ж – одесситка; мн –
одесситы) (3); Тула — туля́к
(ж — туля́чка, мн — туляки́) (3).
Городецкая И. Л., Левашов Е.
А. Русские названия жителей:
Словарь-справочник. М., 2003 (2) и др.
До 15 баллов
5.
Исключите
четвертое «лишнее» в каждом ряду слов,
учитывая морфологические свойства и
формы слов.
1) Носок,
чулок, георгин, помидор;
2) тюль,
бюллетень, рояль, мозоль;
3) баня,
пустыня, простыня, кухня;
4) инструктор,
ректор, доктор, тенор;
5) лапти,
сандалии, тапки, туфли.
Ответ:
1) Носок, чулок, георгин, помидор (род.
п.: носков, георгинов, помидоров, НО
чулок) – 2 б.
2) Тюль,
бюллетень, рояль, мозоль (тюль, бюллетень,
рояль – м.р., НО мозоль – ж.р.). – 2 б.
3) Баня,
пустыня, простыня, кухня (бань, пустынь,
кухонь, НО простыней). – 2 б.
4) Инструктор,
ректор, доктор, договор (инструкторы,
ректоры, договоры, НО доктора). – 2 б.
5) Лапти,
сандалии, тапки, туфли (сандалия, тапка,
туфля – ж.р., НО лапоть – м.р.). – 2 б.
До 10 баллов
6. В
представленных ниже предложениях
допущены ошибки. Найдите и исправьте
их. Определите тип ошибки. Свой ответ
аргументируйте.
1.Необходимо гораздо больше
внимания уделять на повышение культурного
уровня современной молодёжи.
2. И стоят наши
дальневосточные березы в подвенечных
саванах.
3. Он говорил о море и как он
представляет себе свою будущую службу
на флоте.
4. Североамериканские ралли
широко освещались в прессе.
5. По окончанию обучения в медицинском
институте Устименко стал работать
сельским врачом.
Ответ:
1.Необходимо гораздо больше внимания
уделять (чему?) повышению культурного
уровня современной молодёжи –
грамматическая ошибка.
2. И стоят наши
дальневосточные березы в подвенечных
саванах (нарядах, сарафанах и др.) –речевая
(лексическая) ошибка.
3. Он говорил о море и о том,
как он представляет себе свою будущую
службу на флоте –грамматическая ошибка.
4. Североамериканское ралли
широко освещалось в прессе –грамматическая
ошибка.
5. По окончании обучения в медицинском
институте Устименко стал работать
сельским врачом –грамматическая ошибка.
1 балл за исправление предложения, 1 балл
за комментарий к исправлению, 1 балл за
квалификацию ошибки.
До 15 баллов
7. На основе каких прецедентных
текстов созданы названия магазинов
“Кафельный
цветочек” и “Очарованный краник”.
Кто автор этих произведений?
Как можно назвать явление, при котором
в текст включаются видоизмененные
цитаты? Оправдано ли, на ваш взгляд,
такое их употребление? Приведите
собственные примеры подобных видоизменений.
Ответ: Аленький цветочек
(1) —русская
народная сказка (1), записанная
С.Т. Аксаковым (1 )и «Очарованный
странник» (1) — повесть (1) Н.С. Лескова
(1). «Раскавыченные цитаты»,
трансформация цитат, трансформация
прецедентных текстов(2) и др. До 5 баллов
за комментарий и примеры.
До 13 баллов
8. Назовите известные Вам
этимологические словари.
Ответ: 1) Преображенский А.Г.
Этимологический словарь русского языка:
В 2-х т. М., 1949.
2)
Семенов А.В. Этимологический словарь
русского языка. Москва, 2003.
3) Фасмер М. Этимологический словарь
русского языка: в 4 т. М.: Издательство
«Прогресс», 1964–1973.
4) Черных П.Я. Историко-этимологический
словарь современного русского языка.
Т.1-2. М., 1994.
5) Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический
словарь русского языка. Пособие для
учителей. М., 1975.
6) Шанский Н.М. Школьный
этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов/
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд.,
стереотип. М.: Дрофа, 2004.
По 2 балла за каждый указанный словарь
(но не более 12 б.)
До 12 баллов
9.
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел
по аллее сада. Собака бежала впереди
меня.
Вдруг она уменьшила свои
шаги и начала красться, как бы зачуяв
перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел
молодого воробья с желтизной около
клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда
(ветер сильно качал березы аллеи) и сидел
неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.
Моя собака медленно
приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись
с близкого дерева, старый черногрудый
воробей камнем упал перед самой ее
мордой — и весь взъерошенный,
искаженный, с отчаянным и жалким писком
прыгнул раза два в направлении зубастой
раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он
заслонил собою свое детище… но всё его
маленькое тело трепетало от ужаса,
голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем
должна была ему казаться собака! И
все-таки он не мог усидеть на своей
высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился,
попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного
пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел
перед той маленькой героической птицей,
перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.
(Апрель, 1878 г.)
Кто
является автором данного текста? Какие
особенности идиостиля автора позволяют
обосновать Ваш ответ?Каков
смысл заглавия текста? Аргументируйте
свой ответ.Какими
изобразительно-выразительными средствами
достигается раскрытие авторского
замысла?
Ответ:
И.С. Тургенев.
Из цикла «Стихотворения в прозе». 5
баллов за верное определение автора
текста. По 1 баллу за каждое обоснование
(но всего не более 10 баллов).До
3 баллов за формулировку +1 балл за каждый
аргумент (но всего не более 10 баллов).До
5 баллов за логичность, непротиворечивость,
убедительность трактовки авторской
позиции. По 1 баллу за каждое верно
отмеченное изобразительно-выразительное
средство (но всего не более 15 баллов).
Всего до 35 баллов.
Итого: до 139 баллов
Источник