Гражданская война в произведении родинка
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами.
В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый».
Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных.
Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.
Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.
Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.
В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев. Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: «У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом».
Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь.
Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду.
Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. «Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него».
В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.
Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны.
Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела.
И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась».
Самый «горячий» эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова «Родинка» и повести Б. Лавренева «Сорок первый»)
Смотрите также по
произведению “Родинка”:
- Краткое содержание
- Полное содержание
Источник
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Родинка» входит в цикл так называемых «Донских рассказов». Сам автор был родом из казачьей станицы Вешенская. Он хорошо знал жизнь донских казаков. Как и многие другие писатели того времени, Шолохов в своих произведениях стремился осмыслить важнейшие проблемы современной ему действительности, которые были связаны с крушением старого мира. В отличие от простого крестьянства, казаки были особым сословием в России еще со времен Екатерины II. И если беднейшие российские крестьяне принимали революцию хотя бы потому, что им нечего было терять, то люди, жившие по берегам Дона, издавна гордились своим положением в стране. Весь полувоенный уклад их жизни со строгой дисциплиной, подчинением атаманам, присягой на верность царю и стойкими традициями не позволял казачеству быстро принять новую власть. Как мы знаем из истории, донские казаки, в конечном итоге, встали на сторону большевиков, но путь этот был особенно долог, труден и кровав. На примере донского казачества в своих рассказах Шолохов описал трагедию всего русского народа, весь ужас и несправедливость гражданской войны, когда сын шел против отца, а брат против брата.
Сборник «Донские рассказы» — первая книга великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Она описывает события гражданской войны, которую сам автор знал не понаслышке. Шолохов писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону… и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах». Богатый жизненный опыт молодого писателя, бесспорно, послужил основой в выборе сюжетов для его произведений.
«Неслыханные перемены, невиданные мятежи» принесла Октябрьская революция в Россию. Гражданская война разделила народ на два враждующих лагеря: на белых и красных. Особенно остро проблема размежевания казачества встала на Дону, где отец и сын, братья, односельчане вставали по разные стороны баррикад, забывая о родственных, семейных отношениях. Это время тяжелых испытаний, выпавших на долю нашей страны, требовало сильных, волевых поступков. Общечеловеческие истины, идеалы добра, гуманизма, милосердия и сострадания пошатнулись в сердцах непримиримых противников. Разруха и беззаконие, царившие на Донской земле, ожесточили людей. Вот о таком трудном и неспокойном времени и пишет Шолохов.
«Родинка» — такое мирное, ласковое название у первого рассказа сборника. Но в нем скрывается трагедия близких людей, вовлеченных в страшную братоубийственную войну, когда классовое сознание затмило общечеловеческие ценности. Этот рассказ — один из самых сильных и эмоциональных произведений сборника — задает тон всему повествованию.
Главный герой рассказа «Родинка» — красный командир Николка Кошевой. Он — донской казак, ему всего восемнадцать лет, но суровые будни войны уже наложили на него свой отпечаток. «Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая», — пишет Шолохов. Нелегкая судьба была у Николки: отец пропал в Первую мировую, мать умерла, мыкался он по хуторам в батраках, а потом ушел с пехотным полком Красной армии на Врангеля. Перед нами — сильная, волевая, решительная, смелая личность. Война закалила Николку, сделала отважным и целеустремленным. «Пацаненок, куга зеленая, — говорят о нем в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел водить эскадрон в бой не хуже любого старого командира?» Но мы видим, что Николка устал от войны. Он думает не о том, как пойдет завтра в бой, а вспоминает о родном доме, о семье. Шолохов сочетает картины мирной жизни в мыслях и воспоминаниях героя и суровые будни войны, усиливая неприятие читателем этого античеловеческого явления.
Так, в прошлом Николки Кошевого — идиллия, гармония, счастье. Отец сажал его на коня, мать радостно смотрела на них из окна стряпки. Но война разрушила эту тихую семейную жизнь, и остались у Николки лишь светлые воспоминания о детстве, любовь к лошадям и отвага, унаследованные от отца, да родинка с голубиное яйцо. Родинка — особая примета, знак счастья. Это то немногое, что связывает его с семьей, но именно родинка станет причиной трагедии, разыгравшейся в финале рассказа.
Николка хочет уехать в город учиться, ведь он даже приходскую школу не закончил. Но мысли о спокойной, мирной жизни прерывает приказ обезвредить банду. Опять мечты главного героя разрушает суровая действительность. Николка устал от войны, осточертела она ему. Опять кровь, опять убийства, опять ему вести на смерть людей. Но он понимает, что нельзя отступиться, и осознает, какая большая на нем лежит ответственность. Ведь от него зависит, придет ли мир на Донскую землю, вернутся ли солдаты в родные семьи или банды будут творить произвол в хуторах и станицах. Поэтому Николка ведет в бой своих казаков, поэтому он так отчаянно скачет навстречу белому атаману.
Трагическая новеллистическая развязка усиливает главную мысль писателя. Шолохов осуждает бессмысленную бойню гражданской войны, когда личностные, общечеловеческие отношения уступают место классовым, идеологическим. Писатель — противник разделения, размежевания народа, и потому он так достоверно рисует картину боя, что хочет показать свое отвращение, свое неприятие этого противоестественного явления. Ненависть к врагу, злоба и жестокость затмили глаза двух непримиримых противников, и в горячке боя они не разглядели родного лица. Им бы бросить шашки, слезть с коней и обняться, но Шолохов заканчивает рассказ гибелью главных героев.
Тем трагичнее эта сцена, что ни Кошевой, ни его отец не хотели воевать. Семь лет атаман не видел родного куреня, и теперь непаханая земля звала его к себе, и эту непреодолимую тягу он заглушал самогоном. Пока Шолохов не ставит вопрос о причинах этого страшного размежевания казаков, он раскроет их позднее в «Тихом Доне». Сейчас его волнует сам факт того, что два родных, любящих друг друга человека по воле случая погибают, в отличие от рассказа «Продкомиссар», где сын сознательно убивает отца по классовым мотивам, разрывая родственные связи. Поэтому Шолохов осуждает эту братоубийственную войну, которая крутит человека, как песчинку, и не оставляет ему права выбора.
В «Донских рассказах» Шолохов смотрит на войну с общечеловеческих позиций: он не довлеет над читателем, не пропагандирует красную идеологию, а оставляет возможность подумать и самому решить, что хорошо, а что плохо. Главной целью писателя является раскрытие трагической судьбы человека, попавшего в вихрь гражданской войны. Высокое художественное мастерство автора, значимость и важность проблем никого не оставляют равнодушным.
Но все же, я думаю, что главная суть рассказа не в том, на чьей стороне правда, а в том, что гражданская война разделила семьи, разрушила самое святое — кровную связь детей и родителей. Даже само название произведения — «Родинка» — весьма символично. Оно ассоциируется со словами «родное», «Родина». Читая рассказ, мы понимаем, что гражданская война лишает человека Родины, его родственных связей, дома и детства. Мне кажется, что рассказ «Родинка» остается актуальным и в наше время. Сколько раз уже за последние годы наша страна стояла на грани начала гражданской войны. Произведения Шолохова позволяет увидеть нам, людям третьего тысячелетия, чем чревато любое политическое несогласие.
Источник
Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.
Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.
Особенности изображения казачества Шолоховым
«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.
Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман
На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.
Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) – родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Художественные детали в произведении
Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.
Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.
Жизненный опыт автора
Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.
Выводы, к которым подводит читателя Шолохов
«Родинка» – полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.
Значение «Донских рассказов» Шолохова
Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец – сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»
Источник