Главный герой рассказа родинка

главный герой рассказа родинка thumbnail

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году, и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевой – командир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман  – пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич  – старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет – «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному – в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ – срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных».  Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается – ему жаль зерна, который он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице – «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Конец.

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинка» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 69.

Источник

Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора. Кроме этого здесь затрагиваются самые трудные и опасные моменты, которые происходят во времена гражданской войны. Наверное, ни для кого не секрет, что из-за войны страдают люди, а может быть даже и страна. Здесь воевал брат против брата, а ведь раньше они дружили и заступались друг за друга. Кроме этого отец поднимал автомат против своего сына, и в глазах не было ни капельки жалости. Все события происходят не только на Доне, но еще и в Кубани.

Многим критикам совсем не нравились произведения автора, а все потому что он слишком жестоко и открыто описывал все события, которые происходили здесь. А ведь все это можно немного приукрасить или частично скрыть. Кроме этого он ни одному из героев не давал ни положительных ни отрицательных черт, и этим предоставлял каждому читателю самому выбрать какую сторону он примет.

Читайте также:  Удаление родинок во время беременности отзывы

Главными героями здесь становятся совершенно разные люди. Один герой Николай. Он является красным командиром. И хотя ему всего лишь восемнадцать лет, но он уже имеет небольшой опыт и ему удалось разбить две страшные и опасные банды. Бойцы готовы пойти за ним куда угодно и всегда помочь, если вдруг у него случится беда. Кроме этого за глаза они его называют Николкой. Он очень рано потерял сначала отца, который отправился на войну и не вернулся. А немного погодя мать очень сильно заболела и через несколько дней умерла. До того как он решил отправиться на войну, он пытался устроиться на работу, ему приходилось работать и официально и не официально. Порой не хватало денег на еду. Теперь он живет лишь одной мыслью отомстить немцам. Также ему хочется, чтобы все поскорее закончилось, и началась спокойная жизнь для всех людей. А Николай сможет пойти учиться и устроиться на нормальную работу.

А вторым героем является казачий атаман. Как только началась война, то он сразу же отправился на войну и с тех пор ни разу не видел своей семьи. Кроме этого он даже не знает, что с ней происходит, и как они живут без него. Он частенько вспоминает о том, как работал до наступления войны. А ведь раньше ему нравилась его работа, он вспахивал поля и косил траву. Руки все еще помнят плуг и косу. Сначала рассказывается история каждого из героев. Начинается история с их прошлого и заканчивается настоящим. Дальше идет описания там, где они находятся и в каких условиях проживают, а потом переходит к описанию пейзажа, окружающий героев.

И вот однажды Николаю удалось поймать самую знаменитую и опасную банду, за которой они уже давно гоняются. Ему удалось разобраться со всей бандой, остался только один атаман. И только они схватились, как вдруг атаман видит родимое пятно, которое было на ноге у его сына. Оказывается, его сын жив, а ведь он думал, что убил его тогда. Больше всего на свете атаман рад, что так все произошло. Он обнимает своего сына и говорит ему очень много разных хороших и ласковых слов.

Анализ 2

Произведение М.А.Шолохова «Родинка» было напечатано в газете «Молодой ленивец» в 1924 году. Оно вошло в цикл произведений, называемый «Донские рассказы».

Основными персонажами данного рассказа являются командир красных Николка Кошевой и старый атаман. В рассказе описывается их жизненная история, все, что происходило с ними в прошлом и настоящем. Описание главных персонажей начинается с ознакомления бытовой обстановки, окружающей героев. Действие рассказа происходит в военные будни, период запустения.

Молодой командир в детстве был обычным ребенком, но он рано повзрослел, столкнувшись с горем. Его мать умерла, а отец бесследно пропал. Командир сражается уже на протяжении 3 лет, и война порядком надоела ему. Все, что напоминает Николке о прошлом – это родинка, знак родства. Точно такая же родинка находилась на левой ноге у его отца – крупная с голубиное яйцо.

Второй главный герой – атаман. Шолохов рассказывает о его тяжелой военной судьбе. Его душа зачерствела, поэтому он много пьет.

Особая роль отводится образам животных, с которыми автор сравнивает этого героя. Атамана он сопоставляет сначала с волком – одиноким, злым и несчастным. Затем автор приводит и другое сравнение атаману – с коршуном – сильной, волевой птицей. Но впоследствии он называет эту птицу стервятником. В данном случае она олицетворяет душевное состояние атамана, метание в мире, разрушенном войной.

Оба этих героя устали от войны. Первый желает начать учиться, а второй скучает по родной земле, на которой не бывал много лет.

Кульминацией произведения является кровавая битва, а самым острым моментом – противостояние друг другу главных героев. При этом ни один из них не подозревает, с кем каждый из них ведет бой. Николка отважно кидается в схватку с атаманом и падает от удара его шашки. Трагически заканчивается жестокий бой красных и белых: сын погибает от рук отца. Священные семейные узы разрушены. И тут происходит озарение. Атаман видит такую же родинку, как и у него на ноге мертвого Николки. Страшные крики от понимания содеянного вырываются у атамана. Он осознает, что убил своего сына, свою кровиночку. Затем атаман, подавленный горечью утраты убивает сам себя.

В рассказе «Родинка» писатель показывает, что самое святое в нашей жизни – это любовь родителей и детей. Шолохов дает понять, что никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.

Анализ произведения Родинка

Анализ произведения Родинка

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является представитель либеральных взглядов, представленный писателем в образе безымянного интеллигента.

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу (бору) 2 класс (описание)

    Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют Утро в сосновом лесу). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

  • Сочинение Дружба в лирике Пушкина (в творчестве, поэзии)

    Одной из главных тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина является дружба. Он трепетно относился к этому чувству. Данная тема появляется в произведениях в самых ранних стихах.

  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

  • Сочинение на тему Первая любовь

    Первая любовь – прекрасное чувство и переживание, которое запоминается на всю жизнь. Впервые это светлое чувство посещает человека в отрочестве в период формирования и созревания. Девочки начинают преображаться

Читайте также:  Травма родинки с кровью

Источник

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка”

    Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете “Молодой ленинец” в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

    В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

    «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» – это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».

    Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

    Другой главный персонаж – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

    Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.

    Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

    Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

    Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод – бой один на один.

Читайте также:  После удаления родинки гноится рана что делать

    По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана “Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…”- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

    Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка”

Источник

Вход

Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка” | Сочинение по литературе (Шолохов М.А.)

Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка”

ТЕКСТ БИОГРАФИЯ ПОХОЖИЕ

    Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете “Молодой ленинец” в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

    В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

    «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» – это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». 
    Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

    Другой главный персонаж – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках. 

    Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка. 
    Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире. 

    Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

Источник