Алешино лицо покрывали веснушки
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- cформировать умения находить дополнение в
предложении, определять синтаксическую функцию
дополнения; - научить различать омонимичные формы Им. И Вин.
падежей в предложении; употреблять дополнения в
речи для ее полноты; - развивать логическое мышление; воспитывать
интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный
проектор
Ход урока
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости,
поздоровайтесь с ними.
Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!
– Итак, урок русского языка. Ребята, как вы
думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха
на уроке?
2. Актуализация знаний. Повторение.
– Открыли тетради, записали число, классная
работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем
первое задание по повторению.
1) Цифровой диктант
Ребята, повторим изученное на предыдущих
уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0.
(на доске) 1001010101
А) Подлежащее и сказуемое – составляют
грамматическую основу предложения.
Б) Подлежащее – это главный член предложения,
который называет действие или состояние.
В) Сказуемое – это часть слова без окончания.
Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов,
хотя бы один второстепенный, называются
распространёнными.
Д) По цели высказывания предложения делятся на
восклицательные и невосклицательные.
Е) Предложения по цели высказывания бывают
побудительные, вопросительные,
повествовательные.
Ё) Предложения с одном главным членом
называются двусоставными.
Ж) По интонации предложения бывают
восклицательные и невосклицательные.
З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные
члены предложения.
И) Синтаксис изучает словосочетание и
предложение
– Проверим работу.
2). Осложненное списывание (на доске)
– Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
грамматическую основу предложения.
1. Ле…кий ветер (на)ра..свете между лист…ев проб…га…т.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Серый дым струит…ся из избы.
4. Песни всегда посв…щал я Отчизн….
5. Мальчик пиш…т.
– Проверим выполненное задание по цепочке.
Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок,
поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3
ошибки -3.
– Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А
кто допустил ошибки, в следующий раз
постарайтесь.
3. Мотивация. Определение темы урока.
– Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем
оно отличается от остальных?
(нераспространенное)
– А что можно добавить в предложение?
(второстепенные члены предложения) Ну, добавьте
какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось
распространенным? А как называется такой член
предложения? (дополнение)
– Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем
говорить на уроке? (о дополнении)
– А какой член предложения – дополнение?
(второстепенный)
– Сформулируйте тему урока. Второстепенные
члены предложения. Дополнение. Запишите тему на
пропущенной строчке (слайд)
4. Целеполагание.
– Исходя из темы урока, давайте все вместе
определим цели нашего урока. Прочитайте цели
нашего урока (слайд)
1) Научиться находить дополнение в предложении;
2) Определять его синтаксическую функцию;
3) Научиться различать дополнение и подлежащее.
4. Первичное закрепление.
– Ребята, с дополнением вы уже знакомились в
начальных классах. Что вы помните о нем.
(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается
черточками, выражено может быть
существительным..)
– А какие это вопросы косвенных падежей?
– Давайте сверим наши формулировки с учебником
(стр.27)
– Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в
тексте новая для вас информация? (Была. Кроме
существительного дополнение может выражаться
местоимением. Относится к глаголу –сказуемому,
управляется сказуемым, обозначает предмет).
5. Применение нового знания.
– Мало знать определение дополнения, важно
уметь находить его в предложении.
– Что может помочь это умение сформировать?
(памятка, алгоритм)
– Поработаем над алгоритмом нахождения
дополнения в предложении.
– Работаем в парах. Используя рабочие материалы
(разрезанные листы с описанием действия),
составьте алгоритм нахождения дополнения в
предложении. Определите последовательность
действий при решении этой грамматической
задачи. (слайд )
- Найди грамматическую основу.
- Найди слово, от которого зависит ВЧП
- Выясни, что он обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражен?
– Используя составленный алгоритм, найдите в
предложении дополнение. Докажите свое мнение.
Произведите синтаксический разбор предложения.
Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у
доски)
6. Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах. Запишите предложения, вставив
пропущенные буквы, выделив грамматическую
основу и второстепенные члены предложения.
(слайд)
1. Вечером развели мы костер.
2. Яркий огонь костра осветил поляну.
3. Ураган приближался к городу.
4. От цветка исходил нежный аромат.
5. Филька протянул хлеб лошади.
– Проверяем: 1 ученик читает предложение,
объясняет орфограммы. Второй находит дополнения.
– Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Проблемное задание.
Послушайте текст.
Встретилась как-то на уроке ребятам такая
пословица: Умение родит хотение. (слайд)
– Где же здесь подлежащее, а где дополнение?-
спрашивает Люда.
– Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи
по форме совпадают, подлежащее стоит на первом
месте, – говорит Эдик.
– Но тогда получается неверно: потому что именно
хотение порождает умение!
– Значит, надо произносить с особой интонацией.
А еще лучше – перестроить предложение…
– Как лучше перестроить это предложение?
– Ребята, а как бы вы справились с этой задачей?
Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее
согласуется в лице, числе со сказуемым и
обозначает лицо или предмет, которое сам
действует)
– Так, а дополнение? От какого члена предложения
зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ
СКАЗУЕМЫМ).
– Давайте разберемся с таким предложением.
Солнце заслоняет облако. (у доски с
комментированием)
– Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли
солнце заслонить облако? (нет)
8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ.
Умение отличать подлежащее и дополнение
понадобится вам на ЕГЭ.(слайд)
1. Какие слова являются грамматической основой
в одном из предложений? (слайд)
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
2. Укажите предложение, в котором неверно
выделен второстепенный член предложения.
1. Мы принесли цветы в корзине.
2. Орел громко закричал и расправил крылья.
3. Турция – южная страна.
3. Укажите строку, в которой перечислены только
второстепенные члены предложения.
Дополнение, сказуемое, определение.
2. Определение, обстоятельство, подлежащее.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.
9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга
(слайд)
10. Составь предложения, используя
глагол-сказуемое и картинку, отвечая на вопрос?
– Какой член предложения вы добавили в
предложение, отвечая на вопрос? (дополнение)
10. Рефлексия.
Продолжите фразу:
- В предложении есть главные и …..члены
предложения - Второстепенные члены предложения – это …., …..,
…… . - Дополнение – это …… член предложения, который
отвечает на …… и обозначает …. - Дополнение обычно выражается …….
– Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали
очень хорошо.
11. Домашнее задание: параграф 57, упр. 440(п) по
заданию
Спасибо за урок!
Приложение 1
Приложение 2
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель – закрепить и расширить знания,
полученные в начальной школе, о дополнении как
второстепенном члене предложения.
Задачи:
- обучающая – формирование понятия о
дополнении как второстепенном члене;
определение способов выражения дополнения;
закрепление навыка разбора предложения; - развивающая – формирование у учащихся
умений деятельностных способностей и
способностей к систематизации изучаемого
материала; - воспитательная – привитие любви к родному
языку; воспитание стремления изучать родной
язык.
Технические средства: персональный
компьютер, мультимедийный проектор; программные
средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Ход урока
I. Актуализация знаний. “Интеллектуальная
разминка” (слад № 2-3)
Задание: запишите ответ в строчку в виде
символов да – 1, нет – 0
Верны ли эти утверждения?
- Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM
– запятая. - В синтаксисе изучаются слова и предложения.
- Словосочетания изучает синтаксис.
- По цели высказывания предложения делятся на
повествовательные, вопросительные и
восклицательные. - Место в предложении или тексте, где нужно
применить пунктуационное правило, называется … - Сказуемое – ГЧП, который отвечает на вопросы
какой он? кто он такой? - Подлежащее – ГЧП, который обычно выражается
существительным или местоимением в Им. п. - Сказуемое выражается чаще всего
существительным.
– Самопроверка: 00101110. На полях в тетради
зеленой пастой выставите оценку. (слад № 4 )
Нормы оценок:
- “5” – нет ошибок,
- “4” – одна ошибка,
- “3” – две ошибки,
- “0”- больше двух ошибок
Задание: Работаем в парах. Поочередно
продолжите утверждения(слад №5)
- Грамматическая основа состоит из … .
- Предложение, кроме подлежащего и сказуемого
включает в себя… . - К второстепенным членам предложения относятся…
. - Определение – это… .
- Тире между подлежащим и сказуемым ставиться,
если… - Определение выражается …
(слад №6) Взаимопроверка. Оцените знание
теоретического материала одноклассником. На
полях в тетради зеленой пастой выставите оценку.
II. Вызов
Задание: Спишите текст, вставляя
пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова. (слад
№7)
Пришла снежная з..ма. Одела д..ревья … , зав.. лила
глубокими … л..са. М…хнула гостья … и посыпались
сн..жинки.
– Над какой орфограммой работали? (слад № 8)
– Ни у кого не возникло ко мне вопросов?
– Подчеркните грамматическую основу в
предложениях. Какая пунктуационная ошибка
встретилась в последнем предложении?
(слад № 9)
Самопроверка. (слад №10)
Вы правильно вставили буквы, поставили запятую,
верно выделили грамматические основы – “5”.Вы
допустили 1-2 ошибки – “4”, три ошибки – “3”,
больше трех ошибок – “0”.
Целеполагание.
– Какие члены предложения были пропущены?
– О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему
урока? (слад № 11)
– Какие вопросы поставите к теме урока?
– Что должны знать и уметь? (слайд №12)
III. Стадия Осмысления.
– Что знаете о дополнении как члене предложения
из начальной школы? (слайд№13)
1) Маркировка текста с использованием значков. (слад
№14 )
Используя маркировку текста, проработайте
научную статью, по ходу чтения не забывайте
ставить на полях справа значки. Текст составлен
на основе словарной статьи из книги
“Словарь-справочник лингвистических терминов”
и учебника “Русский язык. Теория”
2) Обобщение и систематизация знаний. (слад
№15)
– Нужна ли кому-нибудь помощь ребят или учителя?
– Что уже знали?
– Какую новую информацию вы отметили в тексте?
– Используя таблицу, расскажите о дополнении
как второстепенном члене предложения.
– Как таблицу можно дополнить?
3) Физминутка. (слад № 16)
4) Применение нового знания. (слад № 17 )
– Мало знать определение дополнения, важно
уметь находить его в предложении.
Что может помочь это умение сформировать?
– Поработаем над алгоритмом нахождения
дополнения в предложении.
– Работаем в парах. Используя рабочие материалы
(разрезанные листы с описанием действия),
составьте алгоритм нахождения дополнения в
предложении. Определите последовательность
действий при решении этой грамматической задачи.
(слайд № 18)
- Найди грамматическую основу.
- Найди слово, от которого зависит ВЧП
- Выясни, что он обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражен?
5) Используя составленный алгоритм, найдите в
предложении дополнение. Докажите свое мнение.
Произведите синтаксический разбор предложения.
(слад №19)
Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Самооценка)
Дополнение – это такой второстепенный член
предложения, которым дополняют сказуемое. (слад
№20)
– Отгадайте загадку. Что помогло вам не
ошибиться?
– Можно отгадать эту загадку, основываясь
только на главных членах предложения?
III. Рефлексия
Встретилась ребятам пословица: Умение родит
хотение. (слад №21)
– Где же здесь подлежащее, а где дополнение?-
спрашивает Люда.
– Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи
по форме совпадают, подлежащее стоит на первом
месте, – говорит Эдик.
– Но тогда получается неверно: потому что именно
желание порождает умение!
– Значит, надо произносить с особой интонацией.
А еще лучше – перестроить предложение…
– Как лучше перестроить это предложение?
Подлежащее согласуется в лице, числе со
сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое
сам действует, А дополнение всегда УПРАВЛЯЕТСЯ
СКАЗУЕМЫМ.
Почему выпускники школ испытывают затруднения
на экзамене при определении грамматической
основы предложения? Как же отличить дополнение в
винительном падеже от подлежащего?
Вывод: ВЧП не второстепенны для выражения
смысла высказывания, поэтому их нужно умело
использовать в речи, чтобы она была точной и
выразительной.
1) Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать
подлежащее и дополнение очень понадобится вам на
ЕГЭ. (слад №22)
А9. Какие слова являются грамматической основой
в одном из предложений или в одной из частей
сложного предложения текста?
1. Село украшает сад.
2. Альбом взял мальчик.
3. Алёшино лицо покрывали веснушки.
4. Кирпичи носили каменщики.
Самопроверка (слад №23)
Обобщим сказанное. Каждый самостоятельно еще
раз повторит ход рассуждения, подготовится к
тесту.
Тест (слад №24-28 )
IV. Домашнее задание: параграф 18, упр. 259
(слад № 29 )
Источник
Опубликовано 27.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
>>
Ответ оставил Гость
Алёшино лицо покрывали веснушки.
Основа : веснушки покрывали
Подлежащее – веснушки (одной чертой) – И.п.
Сказуемое – покрывали (двумя чертами)
Дополнение -алёшино лицо (прерывистой линией) -Д.п.
Оцени ответ
Не нашёл ответ?
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Найти другие ответы
Загрузить картинку
Самые новые вопросы
Алгебра, опубликовано 24.05.2019
Среди решений уравнения x+5y−24=0 определи такую пару, которая состоит из двух таких чисел, первое из которых в 3 раза больше второго.
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Алгебра, опубликовано 17.02.2019
найдите sin 2a если 2sin a -2 cos a =1
Источник
Опубликовано 27.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
>>
Ответ оставил Гость
Алёшино лицо покрывали веснушки.
Основа : веснушки покрывали
Подлежащее – веснушки (одной чертой) – И.п.
Сказуемое – покрывали (двумя чертами)
Дополнение -алёшино лицо (прерывистой линией) -Д.п.
Оцени ответ
Не нашёл ответ?
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Найти другие ответы
Загрузить картинку
Самые новые вопросы
Алгебра, опубликовано 24.05.2019
Среди решений уравнения x+5y−24=0 определи такую пару, которая состоит из двух таких чисел, первое из которых в 3 раза больше второго.
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Физика, опубликовано 19.03.2019
коли до малого поршня гідравлічної машини прикладають силу 6н, великий поршень може підняти вантаж масою до 15 кг. площя малого поршня дорівнює 5 см2 . яка площя великого поршня?
Алгебра, опубликовано 17.02.2019
найдите sin 2a если 2sin a -2 cos a =1
Источник